Исследование сыворотки крови кошек на лепстоспироз и гематологические изменения при положительной реакции

Опубликовано в журнале "Вестник ветеринарной медицины", №1 (8) 2003*

Лептоспироз (leptospirosis) - инфекционное природно-очаговое заболевание животных и человека, которое вызывается одним или несколькими штаммами сероваров лептоспир (на сегодняшний день известно более 250 сероваров, объединённых в 26 серогрупп). Это одно из распространённых и актуальных зооантропонозных инфекций. Она вызваеь, в первую очередь, изменения в крови, которые приводят к нарушению окислительно-восстановительных процессов, кислородной недостаточности, накоплению продуктов окисления в тканях и органах.

Целью данной работы было изучение наличия лептоспироносительства у кошек и его влияния на гематологические показатели.

Материалы и методы

Материалом для исследований была сыворотки крови 32 кошек, которые живут в регионах, неблагополучшых по лептоспирозу. При проведении плановых исследований на лептоспироз 3-х частных конезаводов была определена положительная реакция на лептоспироз у лошадей. Кроме того, были обследованы и кошки, живущие там. РМА проводилась у них по 8 сероварам (L. kabura, L. polonica, L. tarassovi, L. pomona, L. gryppotyphosa, L. canicola, L.ictohaemorrhagiae, L. bratislava).

Результаты

Исследования проводили на базе Киевского НИИ ветеринарной медицины в лаборатории лептоспироза по реакции микроагглютинации (РМА). Положительной реакцией в РМА считается наличие антител к определённому серовару в разведении 1:100++.

Необходимо отметить, что клинические признаки лептоспироза у кошек с положительной реакцией в РМА не наблюдались, независимо от сероваров лептоспир.

Результаты проведённого исследования приведены в таблице 1.

Серовары Количество образцов сывороток крови кошек с положительной реакцией в РМА
L. kabura -
L. polonica -
L. tarassovi 1
L. pomona 8
L. gryppotyphosa 1
L. canicola 1
L. ictohaemorrhagiae 15
L. bratislava 6
Всего 32

По таблице 1 мы видим, что в сыворотке крови кошек есть антитела к 6 серовара лептоспир, и именно к тем, которые вызывают заболевание у животных в этих неблагополучных хозяйствах. Поэтому мы можем утверждать, что кошки также подвержены лептоспирозу, хотя клинических признаков у них не наблюдается. Кроме этого возможно, что кошки являются природным резервуаром возбудителей лептоспироза, и поэтому играют большую роль в эпизоотическом процессе лептоспироза животных, а также составляют угрозу животным, чувствительным к этому заболеванию.

Также нам было интересно выяснить, как влияет лептоспироносительство на гематологические показатели кошек. Для этой цели мы исследовали кровь кошек с положительным результатом в РМА по основным показателям. Полученные нами результаты приведены в таблице 2.

Показатели кровиСреднеарифметические показатели

2,8
5,8
68,4

Из таблицы 2 видно, что наличие лептоспироносительства у кошек отрицательно влияет на гематологические показатели, а именно снизилось количество эритроцитов, гемоглобина, креатинина, сахара и азота мочевины, тогда как количество лейкоцитов и билирубина возросло. Наличие лептоспир в организме кошек может привести к возникновению хронического воспаления органов пищеварения и мочеполовой системы. Поэтому мы считаем, что при наличии лептоспироносительства у кошек необходимо проводить лечебный курс специфической и симптоматической терапии. Конечно во время лечения кошек желательно держать на определённом пищевом рационе. В нашем Центре для таких кошек очень эффективно применяется специальная диета Waltham Feline Sensivity Control Diet. Диета содержит антиоксиданты, обеспечивающие повышение уровня естественной резистентности и снижающие активность свободнорадикальных реакций организма больной кошки. В состав корма входит белое мясо курицы и рис в качестве единственных источников протеина и глеводов, что позволяет контролировать реакции иммунного ответа отрганизма. Отсутствие в рационе моно- и дисахаридов обеспечивает восстановление деятельности желудочно-кишечного тракта и минимизацию процессов брожения. Из рациона исключены молочные продукты, содержащие лактозу, и злаковые культуры, в состав которых входит глютен, что позволяет исключить развитие реакций индивидуальной пищевой непереносимости. Обоснованный срок применения рациона 2-3 недели. При наличии показаний диета может использоваться пожизненно.

Выводы:

1. Кошки подвержены лептоспирозу и являются лептоспироносителями, невзирая на отсутствие клинических признаков.

2. Лептоспироносительство кошек отрицательно влияет на их гематологические показатели, поэтому им необходимо проводить специфическое лечение.

3. Эффективность лечения лептоспироза кошек повышается при переводе их на специальный рацион Waltham Feline Sensivity Control Diet.

РезюмеПроведено обследование 32 кошек в хозяйствах, неблагополучных по лепстопирозу. У всех кошек обнаружены антитела к 6 сероварам лептоспир. Также проведены гематологические исследования этих кошек и определено негативное влияние лептоспироносительства на показатели крови, поэтому их необходимо лечить от лепстоспироза. При переводе кошек на специальный рацион Waltham Feline Sensivity Control Diet повышается эффективность их лечения.

* Статья опубликована с согласия зам. главного редактора журнала Калугина. В.В. Любое копирование без ссылки на журнал не разрешается.