Собачий паспорт удобного размера

Стратегия борьбы с лейкозом крупного рогатого скота в Ленинградской области

Лейкоз КРС — хроническое заболевание опухолевой природы, этиологическим агентом которого является вирус лейкоза КРС. Болезнь представляет потенциальную опасность для генофонда племенного молочного скота и при отсутствии планомерной борьбы имеет тенденцию к распространению. Основной метод исследования лейкоза основан на выявлении специфических антител в крови и секрете молочной железы инфицированных животных. Приводятся данные по обследованию коров на вирусоносительство, полученные в различные сроки сухостойного периода (с использованием как сыворотки крови, так и секрета вымени); даются рекомендации по диагностике заболевания у телят в раннем постнатальном периоде; обсуждаются мероприятия по оздоровлению стада КРС от лейкоза.

Среди болезней сельскохозяйственных животных лейкоз занимает существенное место. Заболевание свойственно всем видам животных, но для крупного рогатого скота (КРС) имеет особо важное значение. Лейкоз не только приводит к гибели и преждевременной выбраковке животных, но и ставит под угрозу развитие племенных хозяйств, ведение селекционной работы, использование продуктов животноводства. В настоящее время признано, что заболевание имеет инфекционную природу, а его этиологическим фактором является вирус ВЛКРС (вирус лейкоза крупного рогатого скота).

Инфекционные болезни сельскохозяйственных животных в какой-то мере обусловливаются наследственной предрасположенностью к определенному заболеванию. Уже накоплен значительный материал об изменчивости и наследуемости признаков резистеитности животных к ряду заболеваний. Коэффициент наследуемости относительной устойчивости находится в пределах от 0,1 до 0,3 и является количественным признаком. На этот показатель в значительной степени воздействует окружающая среда. В профилактике и оздоровлении стад фактор генетической устойчивости необходимо рассматривать только в комплексе с ветеринарными мероприятиями.

Работа по профилактике и ликвидации лейкоза в хозяйствах Ленинградской области проводилась с использованием гематологических и серологических методов диагностики и генеалогического анализа.

На предмет поражения вирусом ВЛКРС обследовали коров айрширской и голштинской пород. Показано, что в возрасте 2-х лактаций инфицированными были 10% айрширского и 7,4% голштинского скота. С увеличением возраста число пораженных животных возрастало, и на уровне 5 лактаций и выше инфицированными оказались более половины животных. В то же время у коров, доживших до 8-10 лактаций и старше отмечался сравнительно низкий процент клинико-гематологических проявлений лейкоза. Это, по-видимому, объясняется тем, что после жесткой выбраковки в возрасте 4-6 лактаций в данной группе остались только животные, генетически устойчивые к заболеванию.

В настоящее время идентификация зараженных ВЛКРС животных осуществляется по наличию в сыворотке крови коров и молодняка (с 6-месячного возраста) противовирусных антител.

Однако при некоторых физиологических состояниях, в частности, у сухостойных и послестельных животных титр антител к ВЛКРС в сыворотке крови снижен и находится ниже предела чувствительности РИД (реакции иммунодиффузии). Кроме того, взятие крови у коров в период глубокой стельности может привести к негативным последствиям (например, к аборту и другим нежелательным ситуациям). Наличие в хозяйствах цехов сухостоя ставит этот вопрос весьма остро. При проведении поголовных серологических исследований в общей системе противолейкозных мероприятий нельзя исключать из тестирования глубокостельных коров. После отела такие коровы могут остаться не обследованными и будут переведены с родильных дворов в основные помещения. Так невыявленные вирусположительные животные могут попасть на РИД-отрицательный двор и оказаться разносчиками заболевания.

Для обследования животных на вирусоносительство была сформирована группа коров из 12 голов, являвшихся носителями антител к вирусу лейкоза. Сроки стельности у животных были примерно одинаковыми. Первое обследование было проведено за 60 дней до запуска. В результате обследования по величине титра антител к ВЛКРС животные были разделены на 2 подгруппы. Первая из них (6 животных) содержала низкий титр антител — 1:4 — 1:8, вторая (6 животных) имела более высокий титр — 1:16 — 1:32.

В начале сухостойного периода (через 10-16 дней после запуска) у всех коров показатель в сыворотке крови и секрете вымени был практически одинаков — в среднем 1:26. В дальнейшем, начиная с 25 дня после запуска, наблюдалось постепенное его снижение до 1:24, а за 4-8 дней до отела титр антител был самым низким и в сыворотке крови составлял — 1:10. После отела, на 2-9 день, титр антител не менялся (1:10), а затем наблюдался его значительный рост.

В секрете молочной железы, начиная с 25 дня после запуска, титр антител стал нарастать до 1:36 и достиг максимума к 8-4 дню перед отелом (1:61), превысив этот же показатель в аналогичный период в сыворотке крови почти в 6 раз. Спустя 5-8 дней после отела титр антител к ВЛКРС в секрете вымени начал интенсивно снижаться.

Таким образом, было показано, что через 10 дней после запуска в секрете молочной железы серопозитивных коров появляются антитела к ВЛКРС. Количество их по мере приближения отела увеличивается и достигает максимума за 8-4 дня до отела.

Учитывая это в период проведения мероприятий по оздоровлению исследования на вирусоносительство у коров, находящихся на сухостойных дворах, рекомендуется проводить не в крови, а в секрете молочной железы. Это позволит своевременно выявить коров, зараженных ВЛКРС, и РИД-положительных животных после отела перевести в соответствующие для них условия.

Из литературных данных известно, что перенос ВЛКРС от матери к плоду осуществляется через плаценту. Поэтому целью работы также было выявить в более ранние сроки телят, получивших вирус лейкоза внутриутробно. Под наблюдением находилось 300 коров-вирусоносителей и потомство, полученное от них. Из 300 сывороток крови телят, взятых до дачи молозива, 60 животных (20 %) были инфицированы вирусом лейкоза до рождения. Полное исследование было проведено только по 30 головам. Изменение титра антител в сыворотке крови телят проводили в течение 6 месяцев их жизни (ежемесячно). Показатель определяли у 30 телят с вирусположительной реакцией до дачи им молозива. Контролем служили телята (30 голов), получившие колостральные антитела к ВЛКРС с молозивом матери.

При обследовании неинфицированных телят было установлено, что после дачи молозива титр антител в их сыворотке слабо увеличивается, затем следует его снижение, а уже к 5-6 месяцам антитела вообще не обнаруживаются.

Животные с вирусположительной реакцией по результатам исследования распределились на 3 группы. В первой из них титр преколостральных антител равнялся 1:8. С возрастом он незначительно увеличивался и к 5 месяцам составлял 1:16. В эту группу вошло 11 телят (36,6 %). Во второй группе титр антител при рождении в среднем равнялся 1:5, в месячном возрасте — 1:10, затем несколько снизился, оставаясь в районе 1:6, а к 6 месяцам наблюдалось его небольшое увеличение. В эту группу также входили 11 телят. В третьей группе из 8 телят при рождении титр антител составлял 1:3, в месячном возрасте он возрос до 1:10 и затем стал снижаться, а с 3-месячного возраста антитела в сыворотке крови этих животных не выявлялись. В 6-месячном возрасте телята из этой группы стали РИД-отрицательными.

Отмечено, что у животных, которые при рождении имели преколостральные антитела с получением молозива матери, титр антител резко увеличивался.

Результаты наших исследований дают возможность предположить, что телята, имеющие от рождения до 4-5 месяцев титр антител в пределах 8-16-кратного разведения, являются вирусоносителями и, чтобы не быть причиной заражения свободных от вируса животных, должны удаляться из стада уже в возрасте 4 месяцев. Телят, не обследованных преколострально, но имеющих повышенный титр антител в возрасте 2-3 месяцев (характерный для первой и второй групп), также можно отнести к инфицированным.

Таким образом, ранняя диагностика вирусоносительства с использованием в качестве показателя титра антител к ВЛКРС позволяет выявить вирусинфицированных животных в раннем постнаталыюм периоде и тем самым осуществить процесс оздоровления и сохранения ценного молодняка в племенных стадах с целью воспроизводства.

В зависимости от уровня зараженности вирусом лейкоза стад КРС и возможностей хозяйств разрабатывается план оздоровительных мероприятий. В племенных стадах с низким уровнем заражения вирусом (до 15 %) оздоровительные мероприятия целесообразно проводить путем элиминации зараженных животных из стада. В тех случаях, когда инфицированность превышает 40 %, оздоровление ведут путем замены пораженных животных здоровыми нетелями целого скотного двора, не прибегая к предварительному делению стада на основании результатов РИД-исследований.

Селекционно-генетические методы борьбы с лейкозами КРС предусматривают анализ генеалогической структуры стада. На основании племенной документации молочное поголовье систематизируется по линиям и семействам. Быков-производителей оценивают по резистентности потомков к этому заболеванию.

В каждом регионе систему оздоровительных мероприятий осуществляют в соответствии с технологическими и экономическими условиями ведения животноводства в данном хозяйстве, а также с учетом экологических особенностей территорий. Оздоровление от лейкоза неблагополучных хозяйств достигается:

  • исключением из племенного использования больных и серопозитивных животных;
  • подворной заменой зараженных вирусом ВЛКРС коров нетелями (группами по 25-50 животных) и обособленного их размещения в коровниках при условии жесткого серологического контроля.

Разработанная научно обоснованная система профилактики и ликвидации лейкоза обеспечивает оздоровление и стойкое отсутствие ВЛКРС в племенных хозяйствах. Внедрение в производство этой системы позволило ликвидировать лейкоз в 30 хозяйствах Ленинградской области. В 21 хозяйстве проводится работа по оздоровлению стад КРС.