Санитайзер

ВСЕ, КАК У ЛЮДЕЙ или КАК СНИМАЮТ ЖИВОТНЫХ В КИНО

Маленький кадр из «Сибирского цирюльника»: на плацу возле ног выстроившихся в почетном карауле солдат прыгает воробей и беззаботно чирикает. А знаете ли вы, что на съемках этого крохотного эпизода кроме съемочной группы трудились еще и сотрудники студии, которая профессионально занимается съемками животных в кино?

Известно, что на Голливуд работают более десятка подобного рода студий и фирм. У нас известна лишь одна — «Мосфильм-КИНОлогия». С ее руководителем, Виктором Зуйковым, мы познакомили наших читателей в PETS #1(3). Его часто просят рассказать об особенностях съемок хвостатых артистов. Что ж, за 10 лет работы студии есть, что вспомнить. Хотя, в съемках людей и зверей очень много общего — говорит Виктор и подтверждает это своим рассказом.

Без дублера — никак!

При выезде на съемку мы оформляем на наших «зверских» актеров страховку. Обязательно подбираем дублеров: той же породы и схожих по окрасу, чтобы подмена не была заметна. Дублеры нужны по разным причинам. Птица может улететь, животное — убежать, испугаться, заболеть, отказаться напрочь делать трюк... Кошки-актеры нуждаются в дублерах не меньше, чем обычные артисты. Они также устают, им также нужно беречь «лицо».

Иногда дублеры нужны для озвучивания. Например, в «Сибирском цирюльнике» в сцене на плацу на роль воробья, бойко прыгающего в ногах во время присяги юнкеров, был утвержден талантливый воробей по кличке Мастрояни. Но озвучивал его горластый дебошир Карузо — он громче всех чирикал на съемочной площадке.

Особенности грима

Грим используется в разных ситуациях. Например, для того, чтобы дублер был похож на основного артиста. Или грим нужен по сюжету фильма. Для покраски шерсти используем специальную краску, в «роли» крови обычно выступает кетчуп.

Когда снимали сериал «Граница. Таежный роман», мою собаку породы хаски Метель загримировали под волчицу: морду измазали смесью кофе с сажей, корпус — грязью, а потом и кетчупом — для съемки в сцене схватки с героем Алексея Гуськова. Приходилось гримировать и птиц. Например, делали из фазанов тетеревов.
На съемках второго клипа для газеты «Аргументы и факты» нужна была светлая дворняга, один к одному, как в первом клипе. Но похожие на нее ничего не умели делать, а умные были не похожи. В итоге взяли умного метиса тибетского терьера, и в течение трех часов три мастера колдовали над ним в салоне красоты. Сделали мелирование, посыпали морду мукой — заказчик дал добро.

Так же, как и актеров-людей, собак можно искусственно омолодить или состарить, в основном, манипуляциями с шерстью: добавляют или убирают седину при помощи окрашивания, придают блеска или тусклости и т.п.

Вторые роли

Не всем быть звездами. Впрочем, эпизодические роли или массовка в фильме не менее необходимы. Например, в «Диверсанте» бегут герои по тайге, а у них то птицы вспорхнут из-под ног, то заяц в кустах притаится, то волк вдали промелькнет. Вы думаете, это все естественные съемки? Как же! Когда в лесу разворачивается съемочная площадка с огромным количеством транспорта, толпой народа, мощной светотехникой и другим оборудованием, вся живность с данного участка леса удирает, куда глаза глядят. Вот нашим животным и приходится оживлять лес.

В отличие от людей...

Хорошо, когда режиссер понимает, что животным необходимо время для вхождения в «роль». Но встречается и недопонимание особенностей поведения животных. Например, сначала снимают людей — куча дублей, куча времени, а на животных, если таковые задуманы в кадре, время отводится по остаточному принципу, мол, не звезды — подождут! А животные, как дети — переобщаются за время ожидания, перебегают, переволнуются и становятся вялыми, устают или, наоборот, начинают капризничать.

Вот в рекламе, если животное задумано, его снимают сразу же. Но здесь бывает другая проблема — непонимание специфики работы с животными. Скажем, идет съемка рекламы собачьего корма. Собака влетает с мороза в дом и должна остановиться перед кормом. Это несложно. И так десять дублей подряд. Потом режиссер говорит: «Хорошо, теперь снимаем, как собака ест корм». Животному до этого десять раз запрещали притрагиваться к еде — конечно, оно откажется. Для этого нужны дублеры. Кстати, не каждая собака или кошка будет есть сухие корма, даже самая голодная. Поэтому есть известный трюк — «сухарики» прокладывают кусочками мяса.

Маленькие хитрости или профессиональные секреты

Как заставить четвероногого актера работать? С человеком проще — в ход идут, как правило, материальные стимулы. Животное может работать за интерес, но он, этот интерес, должен быть в виде веселой игры или лакомства.

Лакомство, естественно, главный стимул. Собаки предпочитают сосиски, печенье или сыр. Кошки — кошачий корм или мясо. Правда, после 4-5 дублей кот утоляет голод и теряет всякий интерес к съемкам. Уговорить его выполнить самый простой трюк уже невозможно. Встречаются кошки, которые за обожаемую ими валерьянку покажут чудеса дрессуры.

Как удержать хвостато-пернатого актера? Например, птице не дашь команду «Рядом!». В этом случае мы подбираем леску под цвет земли или пола в помещении, окраса животного, делаем шлейки и закрепляем, чтобы оно не убежало или не улетело. На таком «поводке» работала чайка в фильме Попогребского и Хлебникова «Коктебель». По сценарию, в финале ленты мальчик сидит на пирсе, к нему подходит чайка и клюет хлеб, он отмахивается от нее, она его клюет, он хватает птицу за шею, а потом выпускает. Так мы еще целый день до съемки репетировали, чтобы чайка научилась ходить по шлейке, как собака на цепи, да еще в нужном направлении.

Чтобы птица не улетала, можно скрепкой закрепить два маховых пера. Так делали в «Сибирском цирюльнике», когда снимали прыгающего воробья. Специалистыстудии отловили пять птиц, и началась кропотливая работа: их нужно было приручить, чтобы они не боялись человека, чтобы давались в руки (леска была неудобна, так как путалась между сапог). Самое интересное начиналось тогда, когда очередной дубль проваливался. Тогда по команде шеренги юнкеров разворачивались, все складывали руки «домиком» и ловили пернатого «актера», чтобы снова запустить его на съемочную площадку. Здесь и приносила свои плоды кропотливая работа по налаживанию контакта с пернатыми, воробей не улетал и давался в руки.
В фильме «Не все кошки серы...» кошка должна была радостно броситься на руки актрисе и облизать ей лицо. Кошку играл бывалый актер — кот Кузя. Он и с хозяином-то не очень щедр на эмоции, а тут — лизаться с посторонними! Пошли на хитрость — намазали лицо и шею английской актрисы сливочным маслом. Актрисе процедура не очень понравилась, но кто-то ведь должен был пойти на жертвы. Зато Кузя сыграл сцену очень добросовестно. Но второй дубль делать отказался, т.к. нализался масла и был уже сыт. Пришлось обращаться за помощью к голодной дублерше — кошке Марусе.
Помню, как снимали пингвина в сериале «Ребята из нашего города» (НТВ) — по сценарию он должен был перебегать шоссе. Снимать было непросто: каждые полчаса пингвинам нужно принимать ванны с прохладной водой. С ваннами была проблема, поэтому участок Новорижского шоссе, где шла съемка, пришлось постоянно поливать водой. А еще актер страшно клевался. Поэтому милиционеров дублировали дрессировщики. А главное, чтобы пингвин не сбивался с выбранной оператором траектории, на другой стороне дороги в канаве поставили клетку с пингвинихой. И актер добросовестно несколько дублей топал к своей подружке.

Оскал волка, которого, конечно же, играла Метель в сериале «По ту сторону волков», тоже снимали хитростью. По сценарию волк должен был злобно рычать и скалиться. «Волка» снимали так, чтобы не было видно ошейника и тросика, за который держали Метель. Ей показывали куриную ножку и собаку, которой будто бы хотели отдать эту ножку. Метели это явно не нравилось, и она с блеском выполняла поставленную перед ней задачу.

У ворона по кличке Блейд в сериале «Бригада» было небольшое, но очень яркое появление в кадре, запомнившееся зрителям: после «бандитских разборок» он прыгал с золотой цепью поверженного врага. Заставить Блейда стащить блестящую вещицу труда не составило, он сам с удовольствием берет все, что плохо лежит. Правда, уследить, чтобы пернатый актер не воровал бутерброды у съемочной группы, оказалось значительно сложнее. Причем, схватив бутерброд, он не улетал, а прыгал по площадке, увлекая всех в интересную игру «догони и отними».
В фильме «Что сказал покойник» перед немецким догом Ромой поставили задачу найти человека в каминной трубе: подойти и полаять в камин. Команду «Голос!» Рома знал прекрасно, но зачем умной собаке лаять в трубу? Чтобы заставить пса подать голос, мне пришлось встать в камин, причем, там развели пусть небольшой, но настоящий огонь. Собака по команде «нашла» требуемое. В следующем кадре из трубы вываливается каскадер, и лишь потом мы видим актера Олега Басилашвили.

Если нельзя, но нужно, то можно!

Бывает, что для выполнения какой-нибудь сцены собаку приходится научить тому, от чего обычно отучают. В фильме «Королева Марго» по сюжету требовалось, чтобы собака трепала страницы отравленной книги: король находит у умирающей собаки в пасти клочок страницы и понимает, что книга отравлена. Для того чтобы собака стянула книгу со стола, среди страниц разложили кусочки колбасы. Сложность заключалась в том, что обычно собакам запрещают рвать книги, а тут требовалось именно трепать их. Дома, на репетициях, готовясь к отбору на роль, собаки попортили немало партийной литературы, которой у всех в те времена скопилось предостаточно, а тут как раз ей нашлось применение.

В телесериале «Возвращение Мухтара» нелегко пришлось исполнителям роли Мухтара (ее играли две собаки, два брата — Варгун и Дункан). Будучи хорошо обученными, отличниками многих выставок, они четко знали, что можно, а что нельзя. Например, нельзя ничего брать со стола или забираться к хозяину в постель. А по замыслу режиссера в одной сцене нужно было стащить кусок пиццы со стола, в другой — улечься в кровать под бок Артему (по фильму — хозяин Мухтара), а в третьей — вообще устроить в его комнате погром! После многочисленных дублей и кропотливой работы один из «актеров» все же согласился нарушить правила и даже так вошел во вкус, что на съемке сцены погрома уже совсем не по сценарию вскочил на стол и снес на пол дорогую аудиотехнику. Зато кадр получился что надо!Интервью с Александром Носиком

— До «Возвращения Мухтара» доводилось ли вам сниматься с какими-либо животными?
— Нет. Правда, была сцена в одном фильме, где был конь, только я не сидел на нем, а был рядом. Но, в принципе, это не считается — слишком короткая сцена, да и я был, можно сказать, в стороне. Вот и выходит, что «Мухтар» — это дебют.

— А дома кто-то из живности есть?
— Никого.

— Почему?
— А вы попробуйте при таком графике работы иметь дома какую-то живность.
— Так есть животные, которые требуют минимум ухода. Даже есть породы собак, например, такие миниатюрные, как чихуахуа, которых не обязательно выгуливать — они могут в кошачий лоток ходить...
— Ну, честно говоря, я и чихуахуа... Я это как-то себе с трудом представляю. Предпочитаю крупных собак.

— Вернемся к «Мухтару». Известно, что в первой части сериала роль Мухтара исполняли две восточно-европейские овчарки — Варгун и Дункан. Какие-то сложности были в работе с собаками?
— Сложности были вполне закономерными и нормальными. Сначала — примерно месяц, когда собаки просто привыкают к тебе. С одной стороны, хозяин и дрессировщик делегируют тебе часть ответственности и права управлять собакой. С другой стороны, сама собака никак не может понять, с какого перепуга ее хозяин вдруг позволяет управлять ею какому-то другому человеку и заставляет выполнять его команды. Собака должна привыкнуть к стрессовой ситуации во время съемок, в том смысле, что с ней в кадре постоянно еще кто-то работает. У обоих Мухтаров я ассоциировался с работой, с какими-то требованиями и заданиями, которые нужно было постоянно выполнять. И, несмотря на то, что отношения были великолепные, некоторая напряженность иногда возникала.

И, конечно же, под конец съемочного дня собаки просто выдыхались. Но они — не люди-актеры, им не пригрозишь снижением оплаты или какими-то другими штрафными санкциями. Они устают и начинают нервничать, иногда — неадекватно реагировать. Это не агрессия, но на грани нервного срыва, как бывает и у людей.
— Что-то вроде: «Отвяжитесь! Достали уже все!»
— Да, что-то вроде того. Помимо этого, есть еще один момент, усложняющий работу. Собаке ставится задача, она ее выполняет, и когда ее просят выполнить это второй раз, она задумывается, что именно в первый раз она сделала не так. А режиссеру нужен дубль, и еще дубль, и еще... А если собаку заставляют по нескольку раз делать то, что, в принципе, ей не положено делать: брать со стола, лежать на кровати, — собаке это трудно вдвойне.
— От съемок остались только воспоминания о трудной работе или о приятных моментах тоже?
— Да, это была обычная работа для нас. Только представьте: тяжелый материал, огромный объем, безумная скорость процесса. Естественно, что это создавало между людьми большое напряжение и даже некую агрессию. Так вот, собака часть этой агрессии снимала, потому что собака уже сама по себе очаровательна.

— Вы довольны своей работой в этом сериале?
— В принципе, я доволен и своей работой, и работой с собаками. Но немного жаль, что некоторые вещи не удались — я имею в виду не работу с собакой, а сам сериал. Было бы больше времени, был бы больший объем финансирования, можно было бы еще что-то придумать, что-то еще интересное добавить, в том числе и с собакой. В этом смысле немецкий сериал про Рекса на порядок выше по уровню, потому что больше был обеспечен ресурсами, финансами, что давало возможность все тщательно проработать. Речь идет не о том, что где-то актеры хуже или лучше — это сравнивать нельзя. Но финансы — это лишние съемочные дни. Это лишние тренировки, репетиции, новые идеи, еще какие-то придуманные трюки, которые, конечно же, дают свой результат.

— Были какие-то забавные моменты, которые вам запомнились?
— Да, много было. Например, был прикольный момент в сцене задержания преступника. Мухтар должен был кинуться первым в атаку. При этом актер, который играл преступника, отмахивался от нас с партнером чемоданчиком, и мы даже получали чемоданчиком удар по корпусу. И этот удар должен был быть очень звучным, нам ставили для этого страховку. Так вот, при съемке Мухтар, услышав этот звук удара, вдруг почему-то как рванет в обратную сторону. Мы были просто в шоке!
— Во втором «Мухтаре» работала уже одна собака...
— Да, причем чистокровная немецкая овчарка. Просто мы вторую часть снимали на Украине, и там не нашли подходящих восточно-европейских овчарок. Но, надо признать, что «немец» был просто фантастический. Великолепная дрессура. Великолепный характер. Это был довольно зрелый «мужчина», а потому довольно спокойный. С Цейсом — так звали пса — было работать очень легко. К тому же, его хозяин — один из лучших кинологов Украины, в прошлом пограничник, работал на границе с собакой — понятно, что там дрессировка на высшем уровне.
Эта собака совершенно не работает за съедобное поощрение, она работает исключительно по командам. И это, пожалуй, большой плюс. Как ни странно, в этой ситуации собака иногда даже сама начинала импровизировать.

— Есть ли желание еще сниматься с животными?
— Конечно, есть, хотя, понятно, что это в любом случае сложнее. Но зато очень интересно!

Вера Корякина
Фото предоставлены студией «Мосфильм-КИНОлогия»