Санитайзер

ЛАРИСА ЛУСТА: «СОБАК ЛЮБЛЮ, А ЛОШАДЕЙ – ОБОЖАЮ!»

Несколько лет назад я встретил известную певицу Ларису Луста на знакомом всем питерским любителям животных Кондратьевском рынке. Встреча запомнилась: одно дело — увидеть «петербургскую диву» на сцене или на телеэкране, и совсем другое — среди таких же «собачников» и «кошатников». Тогда подойти к Ларисе не решился — чувствовалось, что она была чем-то опечалена. Зато не так давно, во время интервью о творческих планах певицы, не забыл напомнить о той случайной встрече. Оказалось, что в жизни Ларисы животные играют очень большую роль.
ЖЕНСКИЙ ХАРАКТЕР

— Вы, наверное, удивитесь, но я хорошо помню тот день, когда совершенно случайно заехала на Кондратьевский рынок. Точнее, это был уже второй визит. Но обо всем по порядку.
У меня был очень преданный друг — ротвейлер Рамзес. Когда он ушел из жизни, думала, что никто мне его не заменит. Но однажды чисто инстинктивно завернула на рынок и у одной из торговавших женщин увидела на дне картонной коробки крошечный белый комочек. Я даже не поняла, что это такое. Оказалось — крошка-пекинес! Когда взяла ее на руки, она обняла мои пальцы. Я увидела ее глазки... Но пересилила себя и вернула щенка хозяйке — слишком свежа была еще память о Рамзесе. Но наутро поняла, что влюбилась в это существо, и решила во что бы то ни стало приобрести щенка. Приехала на рынок, а женщины, которая продавала щенка, нет! Но мне повезло: сначала работники рынка помогли найти эту женщину, а потом выяснилось, что пекинес, к счастью, еще не нашел хозяина. Так в моей жизни появилась Одетта Астробель из мира Висконти. Такое вот сложное имя, но для нас — просто Дуся.

— Как насчет оборотной стороны медали? Порой бытует мнение, что породистые, красивые собаки не всегда достаточно умны...
— Мой опыт общения с Рамзесом, а теперь вот с Дусей опровергает это утверждение. Дуся очень умная, сообразительная. Страшная кокетка: знает себе цену, в чем-то капризна, очень гордая. Она мне напоминает воплощение красивых женщин. Если ее, к примеру, наказать, то она обижается, уходит и даже отказывается от еды — попросту не подходит к миске, несмотря на то, что ты, стремясь загладить инцидент, положишь ей что-нибудь вкусненькое. Такая вот особа.

— «Девушка» с характером?
— По большому счету, характер у нее скверный. Если моя первая собака позволяла с ней делать абсолютно все: поранил лапу — давал ее осмотреть, нужно сделать укол или дать лекарство — пожалуйста. Даже еду отдавал — стоило только попросить, и он отходил в сторону. С Дусей такой номер не пройдет: все, что ей не хочется, она ни за что делать не будет.
Не зря говорят: «Если вам нужен дома маленький император — заведите себе пекинеса». Дуся считает себя абсолютным лидером своей стаи. Позиция довольно четкая: она главная, особенная, а все остальные должны ее холить, лелеять, кормить, выгуливать, защищать и ублажать.

— А как же хозяйка?
— После себя любимой приоритет отдается хозяйке. Очень любит охранять мой тапочек. Сначала очень ласково его подаст, а потом ложится и охраняет — ни за что не отдаст. А когда я беру ее с собой в магазин и иду в примерочную что-то примерить, Дуся ложится перед входом в кабинку и уже никого не пустит. Продавцы любят спустя некоторое время заглянуть и посмотреть, как сидит платье, но с Дусей у них это не проходит. Очень трогательно, и самих «нарушителей» приводит в умиление: такая маленькая, но храбрости не занимать.

— С гостями находит общий язык?

— Гостей любит, но эта любовь проявляется своеобразно. Сначала Дуся долго громко лает. Тут смешиваются два фактора: чувство страха — пришел незнакомый человек — и желание сразу засвидетельствовать, кто здесь главный. При этом ей очень хочется познакомиться с пришедшим, и она всячески пытается обратить на себя внимание. Верх доверия к гостю — она переворачивается на спину и разрешает почесать животик. В принципе, ради этого она и разыгрывает весь спектакль. Если же до этого не доходит, то Дуся попросту не выпускает человека: дескать, мы еще не выяснили наши отношения, а ты уже уходишь. Опять же, чисто женское: попытка казаться недоступной при огромном желании познакомиться.

— Как Дуся относится к вашему творчеству? Что, к примеру, делает, когда вы дома репетируете?
— Все познается в сравнении. Рамзес, огромный черный ротвейлер, единственное, что не мог побороть в себе — это любовь к пению. Когда я начинала петь, либо он слышал лирическое или хоровое пение по телевизору, — тут же начинал подпевать. Унять его было практически невозможно.
Дуся не поет. Само строение морды у нее таково, что петь она не может — даже если чем-то расстроена, то скорее, хнычет. Но однажды ко мне пришла на репетицию аккомпаниатор, с которой мы раньше никогда не работали. Дуся встретила ее истерическим лаем, но как только раздались звуки музыки, тут же легла у моих ног и замолкла. Молчала до тех пор, пока играла музыка. Но стоило воцариться тишине, как она опять начинала лаять.

С тех пор, как только раздаются первые аккорды рояля, Дуся тут же прибегает, ложится и в абсолютно неподвижном положении внимательно слушает.

«ЛОШАДЕЙ ВЫБИРАЮТ РОМАНТИКИ...»

— Лариса, судя по коллекции фигурок лошадей, вы неравнодушны к этим животным?
— Да, это, действительно, только видимая часть айсберга. Лошадей люблю с детства. Не в обиду собакам — это мое самое любимое животное. Но беда в том, что мне не разрешали ездить верхом — в свое время у меня был перелом ноги (лошади здесь не причем), а тут такой травматичный вид спорта. Приходилось любоваться лошадьми на расстоянии.

Но я все равно села на лошадь, пусть и в зрелом возрасте — после окончания Санкт-Петербургского университета экономики и финансов (консерваторию окончила позже). Помог случай: мои хорошие знакомые купили лошадь, и я поехала к ним в гости в Грузино — это примерно час езды от Петербурга — посмотреть на приобретение. Там я под присмотром опытного тренера впервые и оказалась в седле. Мне очень понравилось, не разочаровалась в верховой езде и стала брать уроки в прекрасном месте — в Стрельне, в Орловском парке, где располагается конно-спортивный клуб.

— Помните свою первую лошадь?
— Не только помню, но и до сих пор с ней встречаюсь. Ее зовут Экзотика, в просторечии — Зося. Там же, в Стрельне, я дебютировала с Зосей на телеэкране — снимали один из сюжетов телевизионного музыкального фильма «Любви старинные туманы». В фильме пять романсов, по сюжету связанных в любовно-лирическую историю. По Орловскому парку я разъезжала в очень красивом платье амазонки.
— Зная вашу любовь к лошадям, рискну предположить, что это не единственная работа с участием этих красивых животных...
— Действительно, к моей великой радости съемки с участием лошадей проводились неоднократно. Причем, всякий раз это получалось само собой — так хотел режиссер. Снималась на лошади в двух видеоклипах, в том числе на песню недавно безвременно покинувшего нас Андрея Петрова «Дороги», где три главных героя: человек, лошадь и птица. Птица — символ судьбы, лошадь — доброе начало и покровитель, ну и я в роли этого самого человека, путника на дороге жизни. Снимали на Елагином острове, где также есть замечательный конно-спортивный клуб. Там, в отличие от Орловского парка, очень серьезные спортивные лошади. Мне достался конь Алфавит, участник многих соревнований. Конь — не только красавец, но и умница осле первых же дублей понял, что от него требуется, и сразу же отпала необходимость в каких-то указаниях: в одной нужной точке он переходил в галоп, в другой — на рысь.

Вторая работа создана по мотивам моей арии «Воды» из ледового мюзикла «Бесконечность», которую снимали на «Ленфильме», где также есть своя конюшня. Там я скачу по кромке Финского залива.

Было еще участие в программе «Тест-драйв» на питерском телевидении, где известные люди садились за руль автомобиля и после поездки делились своим мнением о нем. Так вот мне, когда пригласили участвовать в этом проекте, предложили в качестве транспортного средства не машину, а лошадь! Протестировала одну из лошадей конно-спортивного клуба в Озерках.

— Можно сказать, что у вас солидный опыт. Есть, наверное, и любимые лошади?
— На самом деле, считаю, что начинающему всаднику лучше менять лошадей. Тому, кто научился основам верховой езды, самое главное — продолжать учиться управлять животным. Новичкам особенно советуют менять лошадей, потому что когда ты все время ездишь на одной и той же, то привыкаешь к ней, и появляется иллюзия, что ты уже все умеешь. Но вот садишься на незнакомую лошадь, и все твое умение куда-то исчезает, животное тебя не слушается. Поэтому мне тренеры советовали менять лошадей, что я и делала.
Обычно, когда впервые иду в конюшню, меня всегда расспрашивают, что я умею, и, исходя из этого, рекомендуют ту или иную лошадь. Понятно, что горячего коня с характером новому человеку не доверят. Но вот ту же Зосю обычно редко дают новичкам, но я с ней подружилась. Видимо, наступает момент, когда интереснее становится с капризными лошадьми, с теми, к которым нужно подобрать какой-то свой «ключик».

— Как удается при столь плотном графике гастролей и выступлений находить время для верховой езды?
— Чем-то приходится жертвовать. Обычно — светскими приемами, на которые меня чуть ли не ежедневно приглашают.
Занимаетесь все там же — в Стрельне?
— Сейчас у меня несколько мест, но больше всего люблю Орловский парк и ту самую конюшню «Ленфильма». Парк сам по себе очень красив, а на «Ленфильме» есть возможность проехать по берегу Финского залива.

— Ваш главный инструмент — голос. Не боитесь каких-либо неприятных случайностей во время зимних прогулок верхом?
— Это моя больная тема — приходится с октября по май делать перерыв. Тут уж ничего не поделаешь. Тем не менее, вот уже десять лет, как я на коне. Пусть это получается в таком вот «рваном» ритме, но любовь к верховой езде у меня, уверена, навсегда.
— Лариса, что, по-вашему, определяющее в этом пристрастии?
— На мой взгляд, сюда приходят романтики. Наверное, поэтому так много женщин в этом виде спорта. Их там, мне кажется, процентов 80-90. И лишь оставшиеся 10-20 процентов — мужчины. Видимо, для мужчины лошадь — это слишком мало: они привыкли все мерить лошадиными силами своих «стальных коней».

Думаю, потому так быстро находят общий язык люди, приходящие в конно-спортивные клубы: они не чужды романтики и безумно любят лошадей. Недаром говорят, что есть три зрелища, от которых нельзя оторвать взор: летящая птица, танцующая женщина и скачущая лошадь.

Олег Починюк