Собачий паспорт удобного размера

К вопросу о клещевом боррелиозе у домашних собак в г. Москве

Источник: http://www.micro-plus.ru/

Иксодовый клещевой боррелиоз (ИКБ) у диких и домашних животных, таких как собаки, лошади, овцы, козы, известен как отдельное заболевание уже почти век. Однако серьезный интерес к нему возник только в 1975 г., когда произошла вспышка этого заболевания у детей в г. Лайм (штат Коннектикут), откуда второе название — болезнь Лайма. В настоящее время ИКБ достаточно широко распространен на территории России. Начиная с 1985 г., когда ИКБ был серологически верифицирован, количество клинических случаев, в том числе серологически подтвержденных, неуклонно возрастает. Однако в доступной нам литературе мы не встретили данных, касающихся исследований случаев ИКБ в популяции домашних собак на территории г. Москвы и Подмосковья.

 

Актуальность изучения этого вопроса определяет ряд факторов: домашние собаки, выезжающие с владельцами в отдаленные от города местности, могут с большой вероятностью попадать отдельно стоящие очаги ИКБ, где они становятся объектами нападения клещей-переносчиков данного заболевания.

 

Более того, несмотря на то, что маловероятен прямой путь передачи (без участия клеща-переносчика) от животного человеку, определенный риск такой передачи возбудителя от собаки человеку при их контакте все-таки существует. Кроме того, в последние годы случаи нападения клещей на людей и собак регистрируются и в городской черте, в частности, в парках и лесопарках.

 

Материалы и методы

 

Для проведения исследования была отобрана группа собак по следующим признакам:

  • взрослые особи различных крупных служебных и охотничьих пород и беспородные, имеющие в анамнезе укусы клещей;
  • длительное недомогание (хромота, увеличение объемов отдельных суставов, краткосрочные подъемы температуры, вялость, анорексия);
  • предварительная проверка на наличие возбудителей токсоплазмоза и пироплазмоза (отрицательный результат);
  • все животные были провакцинированы по общепринятой схеме, причем вакцины должны были содержать компоненты возбудителя лептоспироза.

     

 

Животные были обследованы по общеклиническим показателям: общий анализ мочи, общий анализ крови, биохимические параметры крови. Животные с тяжелыми отклонениями по результатам этих исследований были отсеяны, так как нам неизвестны указания на тяжелые формы поражений печени и почек при ИКБ у собак и, следовательно, можно предположить, что в случаях вышеназванных поражений имели место заболевания, вызванные другими инфекционными агентами или соматические расстройства.

 

С учетом перечисленных критериев для исследования на ИКБ были отобраны сыворотки крови 24 животных.

 

Сыворотки исследовали методом непрямой иммунофлуоресценции с меченными ФИТЦ кроличьими сыворотками (как поливалентными, так и против IgM и IgG глобулинов собаки); применяли окрашивание родамин-меченным бычьим альбумином. Антиген готовили из отечественного штамма боррелий Jp-21 B. afzelii. Препараты исследовали в люминесцентном микроскопе марки Люмам 1 в отраженном свете с применением водно-иммерсионного объектива. При просмотре препаратов оценку проводили на основании яркости и тона свечения антигена микробных клеток.

 

При назначении лечения учитывали пороговые значения титра антител, которое в настоящее время оценивают как 1:64.

 

Результаты

 

Из 24 серологически обследованных животных только у 2 собак, принадлежащих частным владельцам, отмечали достоверно высокий титр антител к возбудителю ИКБ. У первой собаки (немецкая овчарка, возраст 4,5 года, сука, длительность заболевания 1,5 недели) титр IgM составил 1:1024, IgG — 1:256. У собаки наблюдали повышенную до 40 ºС температуру тела, выраженную хромоту на передние и задние конечности. По результатам общеклинических анализов были отмечены невысокая гематурия и протеинурия. Показатели сывороточного креатинина и мочевины были в пределах нормы, тогда как значения трансаминаз были несколько повышены. В ходе лечения собака получала следующие препараты: азитромицин (сумамед) перорально в дозировке 25 мг/кг веса в течение месяца, циклоферон — два курса по 20 инъекций, а затем в таблетированной форме в течение 1,5 месяцев. Кроме того, на протяжении всего курса антибиотикотерапии был использован гамавит. В начале терапии его применяли по 3 мл 2 раза в день в течение 1,5 недель, а затем 1 раз в день по 3 мл на протяжении месяца. Через 6 месяцев при улучшившемся общем самочувствии повторно определили наличие антител к возбудителю ИКБ. В этом случае титр антител составил для IgM — 1:128, а для IgG — 1:32, что свидетельствует о полной или частичной элиминации возбудителя из организма.

 

У второй собаки (также немецкая овчарка, сука, длительность заболевания 4 месяца) наблюдали периодические подъемы температуры до 39 – 40 ºС только в начале заболевания в течение месяца. Позже появились хромота на переднюю лапу и увеличение объема локтевого сустава этой лапы. Титр антител к возбудителю ИКБ составил у нее для IgM — 1:256 и 1:128 для IgG. Отклонений в общеклинических анализах в период обследования не наблюдали. Эта собака получала лечение по той же схеме, что и первая в течение 2 месяцев. Контрольное обследование не показало существенного снижения титров антител по сравнению с началом терапии.

 

Обсуждение

 

Таким образом, в группе, отобранной по перечисленным критериям, из 24 собак две перенесли серологически подтвержденный ИКБ. Удалось ли полностью вылечить обоих животных или болезнь будет рецидивировать, покажут дальнейшие наблюдения.

 

Само по себе снижение титров антител на фоне улучшающейся клинической картины, вероятно, свидетельствует о полной или частичной элиминации возбудителя из организма первой собаки. Однако по литературным данным прогностически полное излечение маловероятно. Ухудшение показателей трансаминаз, по-видимому, связано не с самим заболеванием, а с последствиями необходимой в этом случае длительной антибиотикотерапии. В отношении второй собаки было бы преждевременно делать какие либо выводы об успешности или не успешности терапии, так как полугодовой срок, отводимый для контрольных обследований, еще не прошел, хотя общее состояние животного существенно улучшилось.

 

Таким образом, вероятность заболевания ИКБ домашних собак г. Москвы существует, что ставит вопрос о мерах профилактики, касающихся человека и собак. Это предупреждение должно состоять прежде всего в сенсибилизации медиков и ветеринаров, в антипаразитарной обработке собак и борьбе с клещами в местах их обитания. Однако в некоторых странах, например в США, в связи с тем, что собаки, подверженные укусам клещей, могут стать резервуаром инфекции, была развернута кампания за вакцинацию домашних животных против ИКБ.

 

Выводы

 

1. Выявлены два случая заболевания иксодовым клещевым боррелиозом у домашних собак, принадлежащих частным владельцам в г. Москве.

 

2. Диагноз заболевания следует ставить на основании совокупности анамнестических, клинических и серологических данных.

 

3. Ранняя диагностика иксодового клещевого боррелиоза у собак, включая серологическое подтверждение, является залогом успешного лечения на ранней стадии заболевания.

 

4. Так как заболевание является новым для московского региона, необходима постоянная информация о возможных путях заражения и первичной симптоматике данной инфекции.

 

Резюме

 

С целью выявления заболеваемости иксодовым клещевым боррелиозом (ИКБ) собак в Москве и ближайшем Подмосковье были исследованы сыворотки 24 животных. Показано, что из 24 обследованных животных, имеющих в анамнезе укусы клещей и клиническую картину, сходную с описываемой при ИКБ, 2 особи оказались серопозитивными. Антибиотикотерапия в сочетании с применением иммуностимуляторов в остром периоде привела к улучшению общего состояния животных, а в одном случае к достоверному снижению титра антител к возбудителю ИКБ. Таким образом, существует реальная угроза заболевания ИКБ домашних собак московского региона, что ставит вопрос о мерах профилактики, касающихся человека и собак.

 

Материалы XI Международного Московского Конгресса по болезням мелких домашних, 2003 г.