Источник: http://www.micro-plus.ru/
Вирусные заболевания в Московской области очень распространены — владельцы прививают кошек гораздо реже, чем собак. Поэтому проблема лечения вирусных инфекций кошек актуальна.
Почти 90% всех респираторных инфекций у кошек вызывают вирусы, относящиеся к двум семействам: ДНК-содержащих герпесвирусов и РНК-содержащих калицивирусов. Герпесвирусы вызывают инфекционный ринотрахеит (ИРТ), а калицивирусы — калицивироз. Из кишечных вирусных инфекций наиболее часто выявляется панлейкопения.
Диагноз ставили на основании клинических признаков. Для ИРТ это сухой кашель, слизистые или гнойные выделения из носа, конъюнктивит, вялость, потеря аппетита, часто повышенная температура. При калицивирозе к перечисленным симптомам добавляются язвенные поражения в полости рта и обильное слюнотечение. При панлейкопении наиболее распространенными симптомами являются рвота, понос, сильная болезненность живота, сначала повышение температуры до 40,5 ºС, а затем снижение до 36 – 35 ºС с быстро нарастающей дегидратацией.
Учитывая большую распространенность этих инфекций, мы столкнулись с проблемой выбора оптимальной схемы терапии.
Это конечно симптоматическая терапия. При респираторных инфекциях — антибиотики группы пенициллина — амоксициллин (кламоксил), ампициллин (альбипен) и пенициллин (бициллин 3 и неопен). Отхаркивающие средства, санация полости рта при калицивирозе, введение растворов глюкозы, витаминов и микроэлементов истощенным животным. При панлейкопении — антибиотики, к которым чувствительна грамотрицательная микрофлора кишечника — гентамицин, неопен (неомицин). Введение солевых растворов: 0,9% NaCl, р-р Рингера, р-р 5%-ной глюкозы. Мы также в обязательном порядке используем атропин, дроперидол, но-шпу, сульфокамфокаин, в тяжелых случаях — преднизолон.
Основным для лечения вирусных заболеваний, особенно респираторных, является этиотропная терапия. Мы испробовали много препаратов — камедон, анандин, витафел, кинорон, фоспренил, но в итоге остановились на максидине. Максидин апробирован более чем на 50 кошках: 23 с ИРТ, 19 с калицивирозом и 12 с панлейкопенией. Использовали следующую схему лечения: по 0,5 мл 2 раза в день, подкожно в течение 5 дней. Поскольку препарат болезненный, котятам его вводили с 0.5% новокаином. Возраст животных колебался от 1 месяца до 14 лет. С диагнозом ИРТ все животные выздоровели. Обычно улучшение наступало на 3-й день после начала лечения. Лишь у 3 животных болезнь приобрела хроническое течение, и они выздоровели на 12 – 14-й день.
При калицивирозе улучшение также наступало на 2 – 3-й день, кошки быстро выздоравливали, лишь одна пала — в результате длительного голодания и сильной дегидратации наступили необратимые изменения в организме. С панлейкопенией картина несколько иная. Из 12 пациентов пали 4, что составляет 33%. Причем некоторых из них лечить начали с самого начала заболевания. Причину столь высокой смертности мы обсудим ниже. Почему же мы выбрали максидин в качестве основного средства этиотропной терапии при вирусных заболеваниях кошек?
Максидин это новый металлоорганический иммуностимулятор, разработанный фирмой «Микро-плюс». В экспериментах на базе кафедры ветеринарной вирусологии Ветакадемии им. К. И. Скрябина было показано, что максидин обладает выраженным противовирусным эффектом в отношении вируса герпеса 1-го типа — возбудителя ИРТ (данный эффект был показан на чувствительной к вирусу линии клеток Таурус-1; при добавлении препарата, титры вируса снижались более чем в 100 раз по сравнению с контролем). Кроме того, в опытах на мышах была показана выраженная протективная активность максидина при экспериментальном клещевом энцефалите (при однократном введении препарата одновременно с летальной дозой вируса более 50% животных выживало, тогда как в контрольной, не обработанной препаратом группе, летальность составила 100%. Также в опытах на мышах было показано, что максидин является индуктором общего сывороточного интерферона (ИФН): высокие титры ИФН обнаруживали в сыворотке крови через 5, 24, 48, 72 часа после введения препарата.
С другой стороны, экспериментальные исследования показали, что максидин не обладает прямым противовирусным действием в отношении аденовирусов. Эти вирусы не содержат внешней оболочки. Возможно, что маловыраженный эффект препарата при панлейкопении, вызываемой парвовирусами, также не содержащими оболочки, связан с тем, что максидин не обладает прямым противовирусным действием в отношении безоболочечных вирусов.
В настоящее время механизмы иммуномодулирующего действия максидина находятся в стадии изучения, поэтому схема его применения как иммуномодулятора уточняется.
Вывод: максидин может быть рекомендован для включения в схему комплексной терапии при калицивирозе и ИРТ у кошек в качестве основного средства этиотропной терапии.
Материалы конференции г. Ставрополь,