Аликин Ю.С., Ноздрин Г.Н., Шмидт Ю.Д., Луконина Н.В.
Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт биологически активных веществ (НИКТИ БАВ) ГНЦ ВБ "Вектор", г. Бердск, Новосибирской обл.
Факультет ветеринарной медицины Новосибирского Государственного Аграрного Университета (НГАУ), г. Новосибирск
ВВЕДЕНИЕ
Исследованиями последних десятилетий в области биологически активных веществ выявлена чрезвычайно важная роль нуклеиновых кислот в регуляции резистентности организма и животных, повышения неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, коррекции иммунодефицитных состояний.
Препараты на основе рибонуклеиновых кислот способны выступать в качестве противовирусных средств, стимуляторов неспецифической резистентности, развития и гемопоэза, иммуномодуляторов, иммуноадъювантов при вакцинации, антимутагенов и эффективных радиопротекторов.
В последние годы в НИКТИ БАВ ГНЦ ВБ "Вектор" на основе двуспиральной (дс-) и высокополимерной (вп-) РНК из дрожжей созданы новые препараты для ветеринарной медицины - вестин и полирибонат, обладающие всеми вышеуказанными свойствами. Препараты, применяемые в терапевтических дозах является практически не токсичными соединениями, не обладают кумулятивными, местно-раздражающими и аллергизирующими свойствами. Такая широта спектра действия вестина и полирибоната, высокая степень экологической безвредности, завершенность работ по НИР и НИОКР, а также государственной регистрации в Департаменте ветеринарии РФ позволяет представить их для успешного и быстрого внедрения в ветеринарную практику.
Двуспиральные (дс)РНК являются перспективными биологическими модификаторами. Их эффекты, даже при очень низких концентрациях, реализуются как на молекулярном, так и клеточном и органном уровнях [1]. Основные противовирусные эффекты дсРНК связаны главным образом с быстрым и мощным синтезом интерферонов в организме.
Противовирусные эффекты препарата вестин (ридостин), разработанного в НИКТИ БАВ на основе дсРНК, изучены на разных видах животных и классах позвоночных, в том числе, у млекопитающих на сельскохозяйственных животных (крупном рогатом скоте и свиньях) и домашних (собаках), птицах и рыбах. Как показано в работах многих авторов [2, 3], препарат обладает чрезвычайно широким спектром противовирусных эффектов на различных семействах вирусов, определенных in vivo как у лабораторных, так и сельскохозяйственных животных. Однако эффективность его действия значительно колеблется, что связано, в первую очередь, по-видимому, со степенью отработанности схемы применения. Там, где эта схема оптимально подобрана, противовирусная эффективность препарата характеризуется высокими показателями защиты животных. Нельзя отвергать и то обстоятельство, что это может являться отражением чувствительности и устойчивости определенных семейств вирусов к интерферонам [4, 5]. Так, арбовирусы отличаются выраженной чувствительностью к действию на них интерферона, поэтому их использовали как модель (на примере вируса ВЭЛ) для изучения основных закономерностей становления и развития клеточной резистентности.
Полученные данные затрагивают проблему эволюции системы интерферона как одной из составляющих гомеостаза организма. Действительно, тот факт, что интерферон (или семейство интерферонов) обнаруживаются только у позвоночных [4, 6], а индукторы интерферона на основе дсРНК осуществляют свои противирусные эффекты и у растений [7], может говорить о том, что система противовирусной резистентности сформировалась в эволюции параллельно с возникновением самих вирусов, она значительно старше эффекторов такой системы (интерферонов) у позвоночных. Это дает основание строить стратегию противоинфекционной защиты с привлечением препаратов на основе дс- и впРНК для широкого круга организмов.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Особенности вирусных инфекций у собак
Особенности эпизоотологии
К наиболее опасным вирусным заболеваниям собак относятся чума и парвовирусный энтерит [9]. Чума собак отличается высокой контагиозностью и наносит экономический ущерб, превышающий сумму ущерба от всех вместе взятых инфекционных и незаразных болезней собак. 85% особей всех возрастов способны заболевать чумой [8]. На фоне вакцинации собак их заболеваемость чумой в 1981-83 гг. в возрасте 3-7 мес, 7-12 мес и старше составила соответственно 4,39; 1,49 и 0,45%. Таким образом, суммарная заболеваемость собак чумой составила 5,23% [9]. В настоящее время имеется тенденция роста этого наиболее опасного заболевания. Заболеваемость парвовирусным энтеритом может достигать 13,4 % [10]. Основываясь на вышеизложенном, при общей численности собак в стране 1,7 млн., количество заболевших чумой и энтеритом может составить 87,0 тыс. (5,23 %) и 227,8 тыс. (13,4 %).
Другие вирусные инфекции
Кроме бешенства, которое успешно профилактируется вакцинацией собак [9], другие вирусные инфекции собак имеют не такое широкое распространение как чума и парвовирусный энтерит. К ним относится аденовироз собак [11]. При аденовирозе поражаются верхние дыхательные пути, легкие, кишечник. Выделены два носителя вируса CAV-1 и CAV-2 [12-14]. Патогенетическое отличие серотипов аденовирусов заключается в их тропности. Для CAV-1 характерен гепатоэндотелиальный тропизм. Для CAV-2 - преимущественное поражение эндотелия респираторных органов. Аденовироз может передаваться другим диким плотоядным: черным медведям [15], что и предполагается учитывать при пероральной вакцинации собак [16], енотов, лис, скунса, мангуст [17].
Герпетические вирусные инфекции собак также поражают как взрослых животных, так и щенков. К ним относят болезнь Ауески (псевдобешенство, инфекционный бульбарный паралич) [9], вызываемую вирусом близким к вирусу герпеса, а также истинную герпетическую инфекцию, выделенную и охарактеризованную японскими исследователями [18-21]. По-видимому, существует гомология между герпесвирусом-1 кошек и герпесвирусом собак [22].
Собаки поражаются коронавирусными инфекциями, которые могут быть причиной гастроэнтеритов. В США создано несколько вакцин против коронавирусов собак [23, 24].
Инфекционный гепатит у собак сходен с таковым других плотоядных. Вирус устойчив к физическим факторам. Характерным является длительное вирусоносительство [9]. Этой проблеме посвящен ряд работ отечественных и болгарских исследователей [25-28].
Таким образом, другие вирусные инфекции собак могут быть опасными как для этого вида плотоядных, так и переноситься диким их представителям. Не существует и не разработано специфической терапии приведенных выше вирусных заболеваний собак.
Возможные секундарные инфекции.
Характер и серьезность наблюдаемых симптомов вирусных инфекций у собак (особенно чумой) во многом определяется способностью их организма синтезировать достаточное количество антител в инкубационный период. Если титр специфических антител низкий, то вирус размножается в тканях и органах, вызывает клиническую форму заболевания. В ряде случаев уровень антител недостаточен для нейтрализации вирусов. На биосинтез антител в организме существенное влияние оказывают вторичные секундарные инфекции [29, 30].
Вирусные заболевания, и особенно парвовирусный энтерит, довольно часто сопровождается возникновением таких вторичных секундарных инфекций [31-36]. Происходит это вследствие того, что условно-патогенная микрофлора, постоянно присутствующая в желудочно-кишечном тракте, при первичном вирусном поражении кишечника трансформируется в патогенную и в большей мере усугубляет течение инфекционного процесса. Так как секундарные инфекции, подавляя защитные реакции организма, способствуют резкому сокращению биосинтеза антител в организме, а следовательно, и увеличению степени тяжести течения заболевания. Более того, есть мнение, что в большинстве случаев тяжесть проявления энтеритов определяется синергидным действием поражения других физиологических систем организма [37]. У щенков в возрасте от 3 недель до 7 мес. энтериты сопровождаются поражением сердечной мышцы - миокардит. Летальность при этой форме достигает 70%. Иногда при этом отмечается внезапная смерть внешне совершенно здоровых собак.
Чума собак, как правило, протекает с осложнениями при активизации в легочной ткани. Кожные проявления чумы осложняются условно-патогенными дрожжеподобными грибами, стрептококками и стафилококками [9]. Способствуют возникновению вирусных заболеваний и осложняют их течение глистные инвазии. Заболевания на фоне инвазионных болезней протекает особенно тяжело, так как гельминты оказывают и прямое токсическое действие на организм животного.
Следовательно, терапия вирусных заболеваний должна всегда проводиться с учетом возможного развития секундарной инфекции и быть комплексной.
Диагностика вирусных заболеваний у собак
При диагностике вирусных болезней типа чума и парвовирусный энтерит особое внимание необходимо уделять тщательному анализу анамнестических данных, так как диагностика в существующих условиях основывается практически на клиническом проявлении заболевания. Трудность диагностики сводится либо к начальным формам заболевания, либо к абортивным формам течения болезней.
Глистная инвазия, нарушения обмена веществ, гиповитаминозы, отравления и т.д. затрудняют диагностику вирусных болезней, так как в значительной степени стирают клиническую картину, характерную для вирусных болезней. В этой связи наиболее доступным способом лабораторной диагностики чумы пока остается обнаружение телец включений на слизистой оболочке мочевого пузыря [9], но предпринимаются попытки разработать другие методы [38-44]. Существующие лабораторные методы исследования мало эффективны ввиду их сложности выполнения, дороговизны и отдаленности результатов. Поэтому очень важны исследования по молекулярной биологии вируса чумы плотоядных и парвовируса, открывающие дорогу к созданию современных методов диагностики и усовершенствованных вакцин [45-51].
Для лабораторной диагностики павовирусного энтерита собак в России и за рубежом применяют РГА, РТГА, РН, МФА, ИФА, выделение вируса в первичных и перевиваемых культурах клеток, гистологический метод [52-57].
Направленность лечения вирусных заболеваний
Лечение чумы и энтерита достаточно эффективно, если оно проводится в начале заболевания и комплексно. В настоящее время предложены различные схемы лечения чумы и павовирусного энтерита собак [8-10, 58]. Все они предусматривают проведение симптоматической терапии, повышение естественной резистентности организма и профилактику секундарных бактериальных инфекций. Предпринимаются попытки воздействовать на основной фактор заболевания - вирусы. В последний период довольно широко и достаточно эффективно используются иммуномодулирующие средства [59-61]. Однако, эффективность лечения оставляет желать лучшего ввиду отсутствия лекарственных средств, обладающих прямым, этиотропным действием на вирусы в организме.
Существующая профилактика вирусных болезней основана на проведении вакцинаций животных с трехмесячного возраста. Анализируя результаты заболеваемости ранее вакцинированных животных можно заключить, что в целом ряде случаев вакцинация не дает стойкого иммунитета и животное, ранее вакцинированное, заболевает. Наибольший прорыв иммунитета наблюдается при вакцинации ЭПМ (ЭПМ-сухая инактивированная) против чумы собак [62-66].
Считается, что основным направлением профилактики вирусных болезней является создание живых аттенуированных штаммов вакцин против чумы и энтерита, которые в активной форме создают более прочный иммунитет [67, 68], или, как говорилось выше, использование современных иммуноадъювантов и иммуномодуляторов. Важное значение в профилактике вирусных заболеваний плотоядных имеет применение в особо опасные периоды жизни щенков (3,5-7мес.) препаратов с выраженным противовирусным действием (иммуноглобулины, интерферон или его индукторы).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Изучение эффективности препарата вестин и полирибонат у собак
Эффективность препарата вестин против чумы плотоядных и парвовирусного энтерита у собак оценивали в условиях применения препарата в ветеринарных клиниках и на базах питомников служебных собак. Изучение эффективности применения препарата вестин у собак, при чуме плотоядных проводили в условиях ветеринарных клиник (г.Бердск,Новосибирской области и Ветфак НГАУ). Испытание вестина выполнено на 20-ти собаках с различными формами чумы. Испытания препарата вестин проводили на собаках обоего пола различных пород и разного возраста. Препарат вестин применяли на фоне общепринятых способов лечения.
Собакам, заболевшим чумой (кишечная и легочная форма), введение вестина осуществляли в/м. Препарат растворяли в 0,5-1,0%--ном растворе новокаина и вводили в дозе 0,2-2,0 мг/кг массы тела, но не более 4-8 мг на животное. Инъекции вестина проводили один раз в 2-3 суток в трехкратном режиме.
Аналогичная процедура применялась при лечении парвовирусного энтерита. На базе питомника служебных собак препарат использовали в виде капель. Перед употреблением содержимое ампулы (8 мг) растворяли в 2 мл 0,9%-ного натрия хлористого (физиологический раствор). Готовый раствор закапывали на конъюнктиву нижнего века и на слизистую носа по 3-4 капли три-четыре раза в день 7 дней подряд. Клинически здоровым щенкам, находившимся в контакте с заболевшими, с профилактической целью также закапывали вестин. На протяжении экспериментов животные подвергались клиническому обследованию.
Применение полирибоната (поливедрима) в качестве стимулятора неспецифической резистентности у различных животных основано на способности препарата корректировать иммунодефициты в организме. Препарат способен повышать эффективность вакцинации БЦЖ у телят против туберкулеза, у жеребят против мыта лошадей, поросят против сальмонеллеза, собак против вирусных болезней. Впервые препарат стал применяться как стимулятор неспецифической резистентности у плотоядных (собак и кошек) в ветеринарных клиниках г. Барнаул и г. Новосибирск . С целью повышения эффективности вакцинации собак против вирусных заболеваний препарат применяли согласно наставления в тех же дозах, что и для телят и поросят (1 мг/кг). При этом исключаются поствакцинальные реакции и повышается эффективность иммунизации. Наиболее эффективной при этом является двукратное использование препарата в дозе 1 мг/кг с интервалом 10-15 дней.
Важными являются положительные результаты применения препарата у глубокостельных коров и новорожденных телят, а также использование его в птицеводстве. В этих случаях схема применения и дозы препарата остаются неизменными и только у стельных коров доза полирибоната снижается (0,1 мг/кг). Пониженные дозы препарата требуются для введения кошкам, поскольку известно, что эти животные являются высоко реагирующими организмами.