Санитайзер

Проведение дератизационных мероприятий в калининградском зоопарке

Калининградский зоопарк находится в центральной части города Калининграда и занимает территорию равную 16,7 га. Ландшафт по-своему уникален, так как создает благоприятные условия для жизни и размножения крыс и других мышевидных грызунов: старинный дендропарк, протекающий через весь зоопарк ручей, небольшие озера с водоплавающей птицей, старые постройки и подвалы, оставшиеся от разрушенных зданий.

Видовой состав грызунов в данном биотопе представлен серой крысой, черной крысой, домовой и полевой мышью. Таким образом, мышевидные грызуны обеспечены благоприятными условиями для гнездования, особенно в зимнее время, и имеют достаточную кормовую базу. Заселяя территорию зоопарка, крысы и мыши загрязняют и пожирают корма, нападают на кладки яиц птиц, на новорожденных мелких животных, повреждают клетки и оборудование. Вред от мышевидных грызунов не ограничивается только экономическим ущербом. Они являются носителями и распространителями целого ряда инфекционных и инвазионных заболеваний людей, зоопарковых и домашних животных.

Борьба с мышевидными грызунами велась в зоопарке с момента его образования в 1896 году. По архивным данным в период существования Кенигсбергского зоопарка (1896-1945 гг.) для уничтожения грызунов использовались ловушки-давилки и пружинные капканы, применялись приманки с ядами острого действия: с углекислым барием, красным морским луком и фосфидом цинка. В последующие годы (1947-1998 гг.) дератизационные мероприятия проводили сотрудники городской санитарно-эпидемиологической станции, для чего применяли яды, такие как крысид, кримидин, фосфид цинка, а также коагулянты: зоокумарин, ракумин, томорин. Из патогенных микроорганизмов для борьбы с грызунами широко использовали бактерии Исаченко и Прохорова.

Однако проводимая несколько раз в год дератизация позволяла только сдерживать в определенных пределах популяцию крыс и мышей, а урон, наносимый грызунами зоопарку, оставался заметным. Кроме того, применяя яды острого действия, мы столкнулись с рядом проблем: высокой токсичностью для теплокровных животных и птиц; возможностью заболеваний и гибели животных при поедании зараженных крыс; образованием у грызунов защитно-рефлекторной реакции, проявляющейся в отказе от повторного потребления ядов.

Учитывая прежний опыт по борьбе с синатропными грызунами и руководствуясь методиками кафедры зоотехники Калининградского государственного технического университета (КГТУ) и центра дератизации Варшавской сельскохозяйственной академии, нами были разработаны и проведены комплексные дератизационные мероприятия, для чего применили ряд специальных и общехозяйственных методов.

Провели ремонт старых помещений для животных и птиц с заменой ветхих деревянных конструкций на новые, из более прочных материалов. Ликвидировали крысиные норы и ходы, залив их цементом со стеклом. В вольерах и клетках с целью препятствия проникновению в них грызунов установили металлические мелкосетчатые решетки. На кормокухне, продовольственных складах и в бытовых помещениях расставили пружинные капканы для крыс и мышей и раскладывали липкую дератизационную массу-вакуум. В качестве химического метода уничтожения грызунов применяли препараты Циклон (производства США) и Гормакс (производства Польши) в виде восковых кубиков.

Каждый кубик Циклона (Шторм) и Гормакса заворачивали в несколько слоев бумаги и размещали в коробках или в неглубокой посуде в помещениях, на путях передвижения крыс из расчета один кубик на 30 кв. м площади. Грызуны из-за своей природной любознательности и привлекающего запаха препарата, разворошив бумагу, охотно поедают яд. Активное вещество этих препаратов позволяет уничтожать грызунов спустя 4-10 суток после поедания кубиков, что не вызывает их подозрительности. Для здоровья животных зоопарка дератизационные препараты Циклон и Гормакс угрозы не представляют.

В качестве биологического метода уничтожения грызунов использовали кошек, предварительно провакцинировав их против инфекционных болезней.

В результате комплексных дератизационных мероприятий в Калининградском зоопарке численность крыс и мышей сократилась до минимума, а достигнутый экономический эффект, учитывая минимальные затраты, в перерасчете на одного грызуна, был максимальным.