Этим летом, в связи с необычной для европейской части страны жарой, тепловые поражения стали острой проблемой не только для медиков, но и для ветеринаров. Только за один месяц с 19 июня по 19 июля в нашей клинике наблюдались и получили ветеринарную помощь 37 собак и 5 кошек с данной патологией.
Тепловые поражения — это целый спектр патологических состояний. В соответствии с "Международной классификацией болезней, травм и причин смерти" (МКБ-10) среди них принято различать тепловой и солнечный удар, тепловой обморок, тепловые судороги, тепловое истощение, тепловую усталость и тепловые отеки.
Тепловой удар возникает при физической активности в условиях высокой температуры внешней среды вследствие острой недостаточности терморегуляции организма, что ведет к гипертермии (для собак выше 39°С), нарушениям деятельности центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и водно-электролитного гомеостазиса организма животного. При тепловом ударе наблюдается резкое повышение температуры тела, достигающей 41°С и выше, потеря сознания, двигательное возбуждение, галлюцинации, проявляющиеся неадекватным реагированием животного на команды и привычные раздражители, клонические судороги, резкое падение артериального давления, учащенный, малый и нитевидный пульс. Кожа у такой собаки горячая, конъюнктивы гиперемированы, зрачки расширены или резко сужены, дыхание поверхностное, неравномерное типа Чейн-Стокса с глубокими судорожными подвздохами и длительными паузами. Тепловому (солнечному) удару обычно предшествует продромальный период от 3 до 24 часов, на протяжении которого животное вялое, адинамичное, у него отсутствует аппетит. Эта форма теплового поражения опасна высокой летальностью, которая у людей колеблется от 17 до 70% (статистикой по собакам мы не располагаем).
Тепловой обморок обусловлен расширением периферического сосудистого русла, падением артериального тонуса и венозным застоем при затруднении отдачи метаболического тепла в условиях высокой температуры окружающей среды.
Тепловые судороги являются следствием внеклеточной дегидратации с внутриклеточной гипергидратацией, алкалоза и сопровождаются непроизвольными периодическими спастическими сокращениями мышц живота и конечностей. Температура тела животного при этом, как правило, нормальна.
Тепловое истощение или тепловое изнеможение может быть двух типов. Первый из них — обусловлен обезвоживанием организма по патогенетическому механизму, представляющему собой внутриклеточную дегидратацию. Ведущим симптомом при этом является неутолимая жажда. Кожа собаки теряет тургор, глаза западают, нос сухой. При выраженной дегидратации наблюдается неадекватность поведения, сонливость или, наоборот, немотивированное беспокойство, возбуждение, в основе которых лежат галлюцинации. Масса тела резко снижается, а диурез уменьшается вплоть до анурии. Причиной теплового истощения по второму типу (не свойственного собакам), является уменьшение содержания солей в организме вследствие обильного потоотделения.
Тепловая усталость (преходящая) характеризуется астенией и гиподинамией, в основе которых лежит нервное истощение.
Тепловые отеки связаны с длительными нарушениями водно-солевого обмена, наблюдаются у старых собак и сопровождаются асцитом.
Собаки и некоторые другие животе гораздо менее устойчивы к перегреванию, чем человек. По-видимому, этому есть несколько причин. Одна из них — преимущественно ночной образ жизни у собак-хищников, живущих в дикой природе, другая — отсутствие необходимости в естественном отборе особей, приспособленных к перегреву, а также отсутствие намеренного (искусственного) отбора животных с такими свойствами.
К сожалению, это далеко не всегда учитывается хозяевами домашних собак, не редко создающих животным "человеческие условия": выводят их на улицу в самое жаркое время, держат рядом с собой на раскаленном пляже, оставляют в салоне закрытого автомобиля и т. д. Так, например, к нам обратился хозяин таксы (кобель 10 лет), у которого на выставке в плохо вентилируемом помещении с большой скученностью собак и людей, развился тепловой удар, сопровождавшийся судорогами и потерей сознания. Смерть животного наступила по дороге в ветеринарную клинику. На вскрытии были отмечены признаки острой сердечной недостаточности в виде острого венозного полнокровия внутренних органов, кардиогенного отека легких и головного мозга.
Ограниченные возможности приспособления собак к перегреванию традиционно связывают с отсутствием у них потовых желез. На самом деле собаки имеют потовые железы определенного типа — апокринные. Не участвуя в регуляции водно-солевого обмена, они вырабатывают пахучие вещества, обеспечивающие индивидуальный запах особи и, соответственно, ее узнавание сородичами, играя роль аттрактантов и т. п. (апокрииные железы имеются также и у человека).
Приспособление к действию высоких температур у собак осуществляется за счет механизма, отсутствующего у человека — тепловой одышки, или полипноэ. Полипноэ является менее эффективным аппаратом физической терморегуляции по сравнению с потовыми железами, которым принадлежит основная роль в теплоотдаче у человека, приматов и однокопытных животных. У перегревшихся собак значительная гипервентиляция приводит к гипокапнии и сдвигу рН в щелочную сторону, при этом уровень СО2 падает до 50-60%, а рН крови возрастает на 0,2-0,3 единицы.
По характеру изменений теплового обмена, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем выделяют четыре степени перегревания организма:
I степень (устойчивое приспособление). Имеет место в случае, когда теплоотдача у животного осуществляется только с поверхности языка и дыхательных путей. При этом происходит некоторое снижение артериального давления (систолического и диастолического), легочной вентиляции, потребления кислорода и выделения углекислоты; минутный объем сердца повышается, пульс несколько учащается, не редко отмечается вялость и сонливость.
II степень (частичное приспособление). Состояние, когда общая тепловая нагрузка на организм животного уже не компенсируется испарением влаги, и накопление тепла в организме происходит вследствие прекращения отдачи в окружающую среду тепла, образующегося в организме. Систолическое давление несколько повышается, а диастолическое снижается (постепенная утрата сосудистого тонуса); минутный и систолический объем сердца, легочная вентиляция, количество поглощенного кислорода и выделенной углекислоты увеличиваются, пульс значительно учащается, у собаки наблюдается гиперемия конъюнктив.
III степень (срыв приспособления). Состояние наблюдается при воздействии высоких температур, когда внешняя тепловая нагрузка преобладает над теплоотдачей испарением влаги с поверхности языка и дыхательных путей. Увеличение теплосодержания организма происходит вследствие затруднения отдачи тепла, образующегося в организме, и поступления его из окружающей среды. При этом регистрируется значительное повышение систолического артериального давления и еще более существенное падение диастолического (вплоть до нулевого, когда может выслушиваться эффект "бесконечного тона"); наблюдается относительное уменьшение систолического объема сердца при продолжающемся учащении сердечных сокращений; усиливается легочная вентиляция, увеличивается количество поглощенного кислорода и выделенной углекислоты; вдвое и более, по сравнению с исходной величиной, учащается пульс; отмечается возбуждение животного, двигательное беспокойство, у гладкошерстных собак можно наблюдать пульсацию сонных и височных артерий.
IV степень (отсутствие приспособления). В этом случае регистрируется картина теплового удара.
Перегревания II — III степени у собак, более чем в половине случаев сопровождаются поносами, причиной которых, по-видимому, является угнетение в условиях гипертермии активности ферментов желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь, ведет к нарушению переваривания пищи (синдромы малдигестии и малабсорбции) и ускорению перистальтики. Возможно, что в основе нарушения перистальтики может лежать также нарушение баланса тонуса симпатической и парасимпатической нервных систем с преобладанием тонуса последней.
Механизм воздействия на организм животных различных видов тепла (конвекционного, коидукционного, радиационного) не одинаков. Так, например, конвекционное и кондукционное тепло, передаваясь от молекулы к молекуле, вызывает поверхностное нагревание тканей и циркулирующей в них крови, которая переносит тепло в более глубокие органы и ткани. Радиационное тепло (инфракрасное излучение различного спектрального состава и интенсивности) может проникать глубоко в ткани животного. Пусковым механизмом реакций физической и химической терморегуляции является термическое раздражение кожных и сосудистых терморецепторов с последующей ответной реакцией на это центра терморегуляции, расположенного в гипоталамусе с последующей реакцией в виде уменьшения собственной теплопродукции тканями и расширения периферических сосудов. При значительном перегревании наступает срыв компенсаторных механизмов, одним из факторов которого является действие нагретой крови на центральную нервную систему.
Патогенез симптомов, наблюдающихся у собак при тепловых поражениях, довольно сложен. Терморецепторы сосудов, реагируя на нагревание крови, усиливают выработку катехоламинов, приводя к тахикардии и полипноэ. Это улучшает микроциркуляцию в тканях, что совместно с гипервентиляцией, усиливает теплоотдачу. Поскольку проницаемость аэрогематического барьера для СО2 выше, чем для кислорода, происходит более интенсивное снижение парциального давления в крови углекислого газа, обеспечивающее развитие алкалоза. Снижение напряжения кислорода в крови при перегревании организма рассматривают как следствие нарушения микроциркуляции (за счет расширения микрососудов) и усиленного поглощения его тканями. Возможно, что определенное значение в появлении гипоксемии при перегревании имеет понижение диссоциации оксигемоглобина в условиях повышения рН крови.
Падение артериального давления в условиях перегревания может быть связано с несколькими факторами. В первую очередь, это избыточное расширение периферических сосудов, что приводит к несоответствию емкости сосудистого русла и объема циркулирующей крови, уменьшенного за счет потери жидкости. Второе место по значимости, по-видимому, имеют дистрофические изменения сердечной мышцы, обусловленные как гемической, так и циркуляторной гипоксией, усугубляющейся за счет повышения вязкости крови при дегидратации организма и замедления тока крови по капиллярам миокарда. Немаловажное значение в резком падении артериального давления и развитии обморочного состояния, на наш взгляд, играют нарушения сердечного ритма и внутрисердечного проведения импульсов. Так, у кобеля аргентинского дога, 2 лет, привезенного полтора года назад из Калифорнии с третьей степенью перегревания организма при снятии ЭКГ нами была зарегистрирована атриовентрикулярная блокада I степени. Нарушения сердечного ритма, описанные в экспериментах с людьми и животными, являются одной из непосредственных причин смерти в условиях пожара, однако в ветеринарной практике фиксируются редко, поскольку, как правило, приходиться заниматься интенсивной терапией и восстановлением жизненных функций животного, а когда этого удается достичь, электрокардиограмма уже не показывает существенных аритмий. Адинамия в условиях перегревания организма имеет приспособительное значение, так как при этом наблюдается снижение выработки эндогенного тепла. Такое же значение имеет и утрата аппетита — анорексия, поскольку ассимиляция пищи сопровождается выработкой тепловой энергии. Судороги являются результатом гипоксии головного мозга — гемической и циркуляторной.
Помощь пострадавшей от теплового поражения собаке должна быть оказана, в первую очередь, хозяином и заключаться в перемещении животного в тень, создании притока воздуха, влажных обертываниях и прикладывании к телу животного холодных (мокрых) компрессов, преимущественно к голове (особенно при судорогах), к области сонных артерий и к груди. Автор этой статьи была свидетельницей случая, когда на выставке собак нерастерявшийся хозяин английского дога, упавшего в обморок от теплового удара, спас животное, опрокинув на него лоток с мороженым и после того, как собака пришла в сознание, с лихвой оплатил ущерб, нанесенный растерянной продавщице. В порядке первой помощи животному, находящемуся в сознании, должно быть дано обильное прохладное питье, что ведет к охлаждению перегретого, организма и его регидратации. Если животное доставляют в ветеринарную лечебницу в состоянии коллапса, то, помимо мероприятий по охлаждению организма, осуществляется оксигенотерапия кислородо-воздушной смесью, а с целью централизации кровообращения подкожно вводится адреналин. В любом случае рекомендуется подкожное введение сердечных и дыхательных аиалептиков. По показаниям вводятся также сердечные гликозиды и антиаритмические препараты. Показано патогенетическое лечение и в виде капельного внутривенного введения раствора Рингера или физиологического раствора, которое преследует цель восстановления объема цирку лирующей плазмы, ее электролитного го состава, нормализации вязкости крови. В случае картины острой сердечной недостаточности, проявляющейся хриплым дыханием за счет кардиогенного отека легких, инфузионная терапия должна проводиться с осторожностью. В таких случаях может быть более целесообразна гормонотерапия. После выведения собаки из патологического состояния хозяева должны быть проинструктированы о мерах профилактики тепловых поражений.