М. А. Дерхо, С. Ю. Концевая, Н. М. Нурмухаметов, Уральская государственная академия ветеринарной медицины
В современных условиях хозяйствования с ростом оснащенности сельскохозяйственного производства автотранспортом численность поголовья лошадей в последние годы в частных и государственных сельхозпредприятиях резко уменьшилась. Однако при этом на протяжении последнего десятилетия и до настоящего времени активно развивается такая отрасль животноводства как спортивное коневодство. Появилось большое количество конно-спортивных предприятий, активно организуются состязания с целью развития спортивных качеств разных пород лошадей. Для достижения спортивных результатов перед ветеринарными специалистами стоит проблема предохранения лошадей от различных заболеваний и их профилактика. Одной из патологий, которая довольно часто встречается у лошадей, являются различные гельминтозы, особенно имеющие латентный характер протекания. Хроническая инвазия отрицательно сказывается на работоспособности лошадей, спортивных достижениях, создает проблемы для обслуживающего персонала, тренеров и ветеринарных специалистов.
Целью наших исследований явилось изучение характера изменений некоторых гематологических и биохимических показателей в ходе использования различных схем лечения хронического стронгилоидоза у лошадей. В работе использованы 30 жеребцов породы русская рысистая в возрасте от 3 до 5 лет, массой тела 450-500 кг, принадлежащие конно-спортивной школе "Эскадрон". Характер питания и содержания у животных опытных групп был одинаковым.
Из данных животных сформировали три группы по 10 голов в каждой. Первая группа — контрольная, в неё подбирались здоровые лошади. Результаты гематологических и биохимических исследований крови от животных данной группы служили фоном и использовались в качестве контроля. Вторая и третья опытные группы были образованы из лошадей, у которых на основании клинических признаков (ухудшение общего состояния животных, снижение аппетита, расстройство процесса пищеварения, периодически появляющаяся кишечная колика, зализывания в области крупа) и результатов копрологического исследования фекалий методом Бермана-Орлова и Фюллеборна был установлен диагноз — хронический стронгилоидоз.
Для лечения глистной инвазии в опытных группах использовали антигельминтный препарат широкого спектра действия "Паста Эквисект", являющийся высокоэффективным антипаразитарным биологическим препаратом нового поколения. Действующим началом пасты является авермектин. Препарат применяли перорально в дозе 2 г пасты на 100 кг массы тела.
Во второй опытной группе одновременно с использованием антигельминтного препарата применялся дополнительный препарат лигфол, действующим началом которого являются гуминовые вещества. Он обладает свойствами иммуномодулятора, энтеросорбента, гепатопротектора, стимулятора процесса пищеварения, гемопоэза, ускоряет пролиферативные процессы на коже, слизистых оболочках, мышцах, в паренхиматозных органах. Его вводили в соответствии с наставлением по применению лигфола в ветеринарии от 3 мая 2001 года, внутримышечно по 5 мл на голову за три дня до дегельминтизации с целью стабилизации жизненно важных функций в организме лошадей. Он приводил к нормализации микрофлоры пищеварительного тракта, функции печени и ретикуло-эндотелиальной системы. Лигфол вводили лошадям и после дегельминтизации — на 2-й, 5-й, 10-й и 20-й день после неё.
Для оценки эффективности лечения за животными велось клиническое наблюдение, дополнительно на 10-е, 20-е и 30-е сутки после дегельминтизации проводили контрольные копрологические исследования фекалий и гематологические и биохимические исследования крови. В крови животных определяли уровень эритроцитов, гемоглобина, железа, каталитическую активность каталазы.
Мы установили, что общее состояние лошадей во второй и третьей опытных группах в ходе лечения было удовлетворительным. Однако во второй опытной группе по результатам исследования фекалий регулярно выявлялись по 2-3 головы лошадей, дающих положительную реакцию на стронгилоидоз. Причём, необходимо отметить, что положительный копрологический анализ все время имели разные животные данной группы, что свидетельствует о наличии ранее выявленного стронгилоидоза, но имеющего теперь латентный характер протекания инвазии. Следовательно, однократное применение антипаразитарного препарата при хроническом стронгилоидозе положительного результата не давало. Мы считаем, что на это влиял и тот факт, что гельминты обладают высокой приспособляемостью к противопаразитарным препаратам.
Однако, несмотря на это, во второй группе, в которой дегельминтизацию проводили на фоне нормализации общего состояния организма и его жизненно важных функций за счёт применения дополнительного препарата лигфола и последующего его введения после дегельминтизации, животных с положительной реакцией на стронгилоидоз выявлено не было при однократном введении антигельминтного препарата.
Данные клинических наблюдений и копрологических исследований подтверждались результатами гематологических и биохимических исследований крови лошадей до лечения и в ходе проведения патогенетической терапии, которые представлены в таблице 1 и 2.
Как видно из данных табл. 1, содержание эритроцитов, гемоглобина и железа в крови спортивных лошадей (контроль) находится на верхней границе установленной физиологической нормы.
Известно, что в состоянии покоя в организме млекопитающих от легких к тканям переносится примерно 200-250 мл кислорода в минуту, а от тканей к легким — примерно такое же количество углекислоты. При тяжелой физической нагрузке количество потребляемого тканями кислорода возрастает в 10 и более раз. Транспорт кислорода не мог бы осуществляться без красного пигмента крови — гемоглобина, который способен связывать кислород в легких и отдавать его тканям в тканевых капиллярах за счёт содержания в своём составе атомов двухвалентного железа.
Мы считаем, что организм спортивных лошадей адаптирован к усилению мышечной работы, т. е. к возрастанию интенсивности окислительных процессов, обуславливающих более полное извлечение кислорода из крови, протекающей по тканевым капиллярам. Поэтому кровь лошадей и содержит для этих целей достаточное количество эритроцитов, выполнение дыхательной функции которых непосредственно сопряжено с содержанием в них гемоглобина и железа.
Однако при стронгилоидозе происходит уменьшение количества эритроцитов, уровня гемоглобина крови, но при этом резко возрастает концентрация железа в крови и каталитическая активность фермента каталазы. Перечисленные изменения иллюстрируют тяжесть протекания токсических реакций в организме больных лошадей, сопровождающихся снижением гемопоэтической активности тканей кроветворных органов, увеличением скорости разрушения эритроцитов, нарушением функций печени. Всё это приводит к уменьшению содержания в периферической крови эритроцитов и гемоглобина, уровень которого зависит в первую очередь от количества эритроцитов. В результате усиления скорости разрушения эритроцитов и гемоглобина резко возрастает в крови концентрация железа, депонирование которого печенью, по всей видимости, затруднено в результате снижения её функциональной активности. Вследствие этого развивается гипоксия и возрастает скорость анаэробных окислительно-восстановительных реакций, сопровождающихся избыточным образованием пероксида водорода, который разлагается с участием фермента каталазы, что и приводит к повышению его каталитической активности.
В ходе лечения стронгилоидоза лошадей (2 и 3 опытная группа) с применением различных схем лечения мы установили, что во второй группе, в которой для лечения применялся только антигельминтный препарат, исследуемые показатели достоверно не отличались от аналогичных, установленных нами в крови животных с диагнозом — стронгилоидоз (табл. 2). Это указывает на тот факт, что, во-первых, данная инвазия сопровождается нарушением функций печени, поскольку именно она принимает активное участие не только в распаде, но и в синтезе гемоглобина. Так как в ходе лечения уровень гемоглобина не восстанавливался, то можно сделать вывод, что это связано или с недостаточным его синтезом или, наоборот, с избыточным его распадом, что ранее было установлено для данной глистной инвазии. Железо, освобождающееся при распаде гемоглобина, не удаляется из организма, а используется здесь же в печени в синтезе нового хромопротеида — ферритина, играющего роль депо железа в организме. Из печени железо ферритина транспортируется к месту синтеза гемоглобина (в костный мозг) в виде железосодержащего белка трансферрина. Стронгилоидоз же сопровождается снижением функциональной активности печени под действием токсических продуктов жизнедеятельности гельминтов. Дополнительную токсическую нагрузку на орган оказывает и антигельминтный препарат, что в конечном итоге приводит к снижению биосинтетической функции печени (снижению синтеза ферритина) и повышению уровня железа в крови.
Во-вторых, эти данные показывают, что использование при хроническом стронгилоидозе для лечения только одного антигельминтного препарата не дает положительного эффекта. Гельминтоз необходимо рассматривать как сложный симптомокомплекс, требующий в ходе лечения сначала восстановления основных физиологических функций организма.
Таким незаменимым в данном случае препаратом является лигфол, который применялся нами дополнительно в третьей группе в ходе лечения инвазии у лошадей. Он нормализует функциональную активность печени, способствует увеличению количества эритроцитов и гемоглобина, снижает концентрацию железа и каталитическую активность каталазы. Следовательно, препарат лигфол:
- стимулирует гемопоэтическую функцию костного мозга;
- стимулирует клеточное деление, влияет на регенерацию поврежденных тканей паренхиматозных органов;
- повышает качество расщепления и усвоения глюкозы за счёт стимуляции аэробного пути её окисления и уменьшения доли энергодающих реакций, ведущих к получению энергии за счёт передачи протонов и электронов водорода непосредственно с FAD+ на кислород, сопровождающихся образованием в качестве конечного продукта пероксида водорода, который и расщепляется с участием фермента каталазы.
Благодаря всем вышеперечисленныи характеристикам, мы рекомендуем применять лигфол для нормализации состояния обмена веществ в организме больных животных, защиты и поддержания функции печени, регенерации поврежденных клеток.