Собачий паспорт удобного размера

Лечение гомеопатическими препаратами Травматин и Травма-гель болезней зубов и полости рта у собак и кошек

Бытует мнение, что у собак зубы не болят. Потеря одного или нескольких зубов является обычным явлением в жизни собаки, а уж о лечении и профилактике органов полости рта и речи не идет. Дефицит ветеринарных специалистов, а также качественной литературы по данному направлению ветеринарной стоматологии затрудняет оказание помощи питомцам.

Любой кинолог-эксперт, участвуя в выставке собак и оценивая их экстерьерные качества, обязательно осматривает ротовую полость животного. Зачастую наблюдается картина различных болезней зубов — от отложения зубного камня до кариозных поражений зубов.

Одна из причин возникновения этой группы болезней — урбанизированный процесс содержания собак. Находясь в квартире, собака теряет возможность лишний раз погрызть. Это приводит к снижению нагрузки на челюсти, ухудшается самоочищение зубов. Данное обстоятельство является благоприятной почвой для быстрого появления зубного налета и камня.

Статистические данные показывают, что имеются породы собак, которые предрасположены к заболеваниям зубов и прилегающих тканей (Майоров А. И., 1994; Фролова А. И. и др., 2002; Фролов В. В., 2002). На первом месте по распространению болезней полости рта стоят мелкие породы собак (от 70 до 85%). Чуть реже эти болезни встречаются у средних пород собак (до 65-70%). У крупных пород зубочелюстными болезнями страдают в среднем около 45-50%.

Клинические признаки, характерные при заболевании зубов и прилегающих тканей

Припухлость на морде; слюна с примесью гноя или крови; халитоз — неприятный запах изо рта; видимое повреждение зуба; изменение цвета зуба; оголение корня или корней зуба; дисфагия — животное отказывается от твердого, грубого корма; отказ от апортирования, особенно у рабочих собак; увеличение подчелюстных лимфатических узлов.

Зубной налет (бляшка) — приобретенное мягкое образование, которое встречается на губной или щечной поверхности коронки зуба в области края десны.

Особую роль в возникновении и развитии зубного налета отводят бактериальному фактору. Из всех видов микроорганизмов, находящихся на поверхности зубов собаки и вызывающих отложение зубного налета, выделяют стрептококк. Он характеризуется чрезвычайной неприхотливостью и нетребовательностью к условиям своего существования.

Зубной налет чаще всего образуется на клыках и коренных зубах, реже на резцах. Предрасположены к зубному налету мелкие, средние и короткомордые породы собак. Особенно следует выделить следующие породы: пудели, спаниели, бульдоги, шнауцеры.

Кормление мягким кормом и слабая нагрузка на челюсти увеличивают шанс возникновения зубного налета.

Длительное нахождение налета на зубах приводит к образованию зубного камня (рис. 1).

Зубной камень (calculus dentalis) — приобретенное образование на месте зубного налета, возникающее за счет его минерализации. Как правило, это смесь фосфата и карбоната кальция с незначительным содержанием органических веществ и различных микроорганизмов.

В нашей клинике была выбрана группа из 100 пациентов. В нее входили 32 кошки и 68 собак. На каждого из них была составлена анкета. Согласно анкетным данным чаще всего зубные отложения и зубной камень встречаются у собак и кошек домашних, реже — уличных и дворовых. Чаще — у животных, страдающих заболеваниями обмена веществ, желудочно-кишечного тракта, с изменениями pH слюны, наличием источника воспаления в носу, в пазухах, в полости рта. Короткомордые породы (как собаки, так и кошки) чаще страдают от зубного камня, чем все прочие. По размерам в эту группу попадают в основном мелкие собаки, по возрасту — средние и старые (рис. 2).

Лечение

Зубной налет, как и зубной камень, подлежит удалению. Эту процедуру выполняет ветеринарный врач.

В основном удаление зубных отложений безболезненно и проводится без местной анестезии. В некоторых случаях, если собака агрессивна и возбудима, делают наркоз и/или местное обезболивание.

В результате воздействия зубного налета и зубного камня на слизистые полости рта практически всегда развивается стоматит. Да и после удаления зубного камня в пришеечной области наблюдается гипертрофия межзубного сосочка и кровоточивость десен.

Терапевтическое лечение стоматита заключалось в местном применении антисептических и обезболивающих вяжущих средств — ваготил (1:1000), Травма-гель.

При сильном развитии стоматита назначался курс лечения Травматином в инъекциях и местно — турунды в виде аппликаций с Травма-гелем.

Травматин, пожалуй, одно из наиболее часто применяемых средств. Основное применение Травматина и Травма-геля, как можно догадаться уже из названия, лечение различных травм, а также отеков после травм и операций, воспалительных и дегенеративных процессов в различных органах и тканях.

При травматическом процессе Травматин оказывает обезболивающее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действия. В результате его применения процессы регенерации идут быстрее.

Травма-гель имеет тот же состав, что и Травматин, поэтому область их применения в основном одна и та же — травмы различного генеза. Как и все гомеопатические средства, Травма-гель абсолютно безопасен, поэтому нанесение на слизистую ротовой полости не будет иметь никаких отрицательных последствий.

Профилактика

Профилактические мероприятия сводятся к предотвращению появления зубного налета и камня. Необходимо следить за тем, чтобы на зубах или между ними не скапливались остатки корма, вводить в рацион собаки корм, содержащий грубые частицы, для повышения самоочищения поверхности зубов.

По поводу поставок препаратов обращайтесь:
ООО "Хелвет", г. Москва,
тел./факс: 8 (495)221-01-58, 8 (495) 221-01-59