Санитайзер

Сравнительная эффективность Юмамицина при кокцидиозе птиц

Кокцидиоз бройлеров является причиной значительных убытков в отрасли: так, недополученная прибыль бройлерного производства (даже без клинических проявлений кокцидиоза) может достигать 5 рублей на голову. Именно поэтому в птицеводстве с 1940 года стали применять различные антикокцидийные средства, среди которых ионофорные противококцидийные антибиотики (ионофоры) являются наиболее широко используемыми (Ashraf et al., 2002).

 
Целью настоящего исследования было сравнение эффективности ионофорных кокцидиостатиков Юмамицина, монензина и салиномицина против кокцидиоза бройлеров. Для оценки их профилактической эффективности определяли количество выделяемых с пометом ооцист, выраженность патоморфологических изменений кишечной стенки, степень развития устойчивости кокцидий in vivo, а также зоотехнические показатели (сохранность, продуктивность и конверсия корма).
 
Для эксперимента было сформировано 5 групп по 120 суточных цыплят в каждой. В возрасте 8 суток все цыплята (за исключением отрицательной контрольной группы) были искусственно заражены спорулированными ооцистами полевых штаммов кокцидий Eimeria maxima, E. tenella и E. acervulina. За 2 дня до этого (в возрасте 6 суток) цыплята опытных групп переводились на рационы, содержащие исследуемые кокцидиостатики в виде смеси с комбикормом в рекомендуемых производителем дозах.
 
Ни в одной из опытных групп не было отмечено падежа, вызванного клинически выраженным кокцидиозом. Тем не менее, были зафиксированы заметные различия в степени предупреждения поражений кишечника (рис. 1).
 
 
 
Юмамицин продемонстрировал наилучшую профилактическую эффективность среди исследованных ионофоров, что согласуется с полученными ранее данными (Jeffers, 1997).
 
В отличие от химических (синтетических) противококцидийных препаратов, ионофоры уничтожают далеко не всю популяцию паразитов (Mathis, 2002). При этом персистирование кокцидий на некотором минимальном уровне является положительным моментом, так как происходит формирование естественного иммунного ответа организма (Rose, 1987). Результаты подсчета количества ооцист, выделяемых с пометом в опытных группах, представлены на рис. 2.
 
 
 
Как видно из диаграммы, Юмамицин обеспечил наименьшую персистенцию кокцидий, что исключает возможность распространения возбудителя, не мешая в то же время развитию активного иммунитета птицы.
 
Риск формирования резистентных штаммов кокцидий может ограничить эффективность применения ионофоров. Частота развития устойчивости паразитов в опыте представлена на рис. 3.
 
 
 
Как видно из диаграммы, наименьшее число устойчивых штаммов было отмечено при использовании Юмамицина, что связано с отсутствием перекрестной резистентности между ним и другими ионофорами (McDougald et al., 1987).
 
Зоотехнические показатели (прирост живой массы и конверсия корма) в группе, получавшей Юмамицин, были также лучше, чем в других опытных группах. Это свидетельствует о способности Юмамицина эффективно предупреждать снижение привесов и увеличение расхода корма, вызываемые инвазией кокцидий.
 
Таким образом, использование Юмамицина для введения в ротационные и челночные программы борьбы с кокцидиозом бройлеров предотвращает клинические проявления болезни с наилучшим экономическим эффектом среди прочих ионофоров. Минимальный риск развития устойчивости и отсутствие перекрестной резистентности позволяет успешно использовать Юмамицин даже в случае устойчивости кокцидий к другим ионо-форным препаратам.