Главная / Периодические издания / Журнал "PETS" / 2006 / №9 / Два поколения семейства кошачьих
Два поколения семейства кошачьих
Имя Юрия Куклачева и его спектакли давно известны и в нашей стране и за рубежом. И когда я шла на представление "Мои любимые кошки", поставленное его сыном - Дмитрием Куклачевым, то ожидала увидеть нечто похожее. Но произошла удивительная вещь: это был не просто спектакль о кошках. Передо мной предстал целый мир, в котором гармонично переплелись лучшие кошачьи и человеческие качества и в котором человек и животное существовали на равных.
Наш разговор с Дмитрием Куклачевым - артистом, режиссером и продолжателем семейного дела, состоялся тихим весенним вечером. Итак...
Как вы стали артистом?
- Я, как и все нормальные дети, хотел стать космонавтом. Но в какой-то момент жизни я понял, что космонавт из меня никудышный, так как ни ростом, ни здоровьем не вышел. Тем более, что это было в смутные времена переходного периода. В 1989 году папа только открыл театр в помещении, подаренным мэром Москвы Станкевичем. Отец начал там работать, а я просто плыл по течению: чуть-чуть жонглировал, например. И совершенно не думал о том, чтобы стать профессиональным циркачом или артистом.
И в какой-то момент папа увидел то, что я умею, и сказал: "Пора выбирать, кем быть!" И намекнул на то, что хорошо бы было продолжить династию. Мои брат и сестра были в тот момент совсем маленькими, а мне было 14 лет. Поэтому пришлось хорошенько об этом задуматься. И я решил стать клоуном. Но был одна загвоздка: я не понимал, каким образом можно смешить людей. И тогда отец посадил меня перед видеомагнитофоном и включил записи с фильмами Чарли Чаплина. Кадр за кадром, кадр за кадром... Я смотрел эти фильмы тысячу раз, но тот день был особенным: мой отец рассказывал мне все о том, как рождается смешное. Он объяснил мне всю систему клоунады. И... меня это очень увлекло. Прошел час - и я стал другим человеком. У меня появилась цель. Я понял, чем буду заниматься в жизни.
Затем было цирковое училище, а после - ГИТИС, который я закончил несколько лет назад. Теперь я занимаюсь клоунадой и дрессировкой. Но когда придет время, своему сыну я скажу так: подумай десять раз прежде, чем выбрать непростую профессию артиста. Конечно, приятно, когда тебя любят и когда твое появление сопровождается аплодисментами. Важно знать, что это - тяжелейший труд. И чтобы достичь определенной планки, надо все время идти вперед и не останавливаться.
Вот я и стараюсь не останавливаться. На сцене сейчас спектакль - "Мои любимые кошки", а на подходе - еще два спектакля, которые я надеюсь выпустить в следующем году.
- Как рождается спектакль?
- Рождение спектакля - это коллективное творчество. Дело рук каждого.
- А папа "приложил руку"?
- Да.
Как это происходит обычно?
- Он просто приходит на спектакль. Смотрит, наговаривает что-то на диктофон, делает пометки на бумаге и ждет окончания спектакля. И вот прихожу я, еще в гриме... И тут начинается работа.
- Папа авторитарен?
- Папа для меня авторитетен. Он для меня непререкаемый авторитет: было бы странно не прислушиваться к советам человека с таким колоссальным творческим и жизненным опытом. Хотя прислушиваюсь к его советам, наверное, не настолько, насколько он этого хочет. И естественно, что я с ним не всегда согласен.
- Что вы скажете о своем творческом методе?
- Я делаю спектакль в режиме шоу. В этом его огромное преимущество, но и в этом же заключается его сложность. На сцене все должно постоянно меняться. Не может быть двух одинаковых представлений. Все время рождается что-то новое. Тот спектакль, который вы сегодня увидели, живет уже 6 лет. И когда вспоминаю то, что было вначале и смотрю на то, что стало сейчас, то понимаю, что от первоначальной версии остался только сюжет.
- Да, согласна. Спектакль динамичный и захватывающий...
- Спасибо. Это именно то, чего мы и добивались. Спектакль набирает ход, и к концу его темп становится просто чумовым. И чтобы до этого дойти, нужен опыт. К тому же нам помогает чудесный режиссер - Юнгвальд-Хилькевич, который работает одновременно в Театре Сатиры и у нас - в "Театре кошек Юрия Куклачева".
- И еще несколько слов о вашей команде. Я знаю, что вы работаете вместе со своей женой - Мариной Куклачевой...
- Да, я рад, что работаю вместе с ней. Более того, я очень благодарен ей за все. Ведь с помощью моей супруги (тогда еще будущей) я создал сценарий спектакля "Мои любимые кошки". Мое знакомство с ней было эмоциональным "пинком". До нашего знакомства она была профессиональным исполнителем народных танцев. И в первый раз я увидел ее именно на сцене. И тогда понял, что было бы здорово совместить мой спектакль с элементами народного танца. Фольклор действительно украсил наше шоу. К тому же мы живем в России, этот фольклор нам близок. Это - наше.
- Как вы познакомились?
- Мы познакомили просто. У коллектива, в котором танцевала Марина, была репетиция в том зале, в котором мы должны были выступать. Я увидел ее - и все! Подошел к ней и познакомился. Сначала не говорил ей, кто я такой. Но на третьей или четвертой встрече рассказал. Она отреагировала спокойно, а через 7 месяцев мы расписались.
Сюжет, разыгрываемый на сцене, - это, в какой-то степени, наша история любви. И в спектакле есть такой эпизод, где я убегаю от героини, которую играет Марина, за городской девушкой. В жизни у нас такого, конечно, не было. Но для спектакля ин-трига - это важная часть. Наш четырехлетний сын Никита как-то спросил у меня: "Папа, а почему ты убегаешь за другой тетей?" И я объяснил ему, как взрослому: "Так положено по сценарию". И он серьезно сказал: "Понимаю".
- Немного о вашем сыне. Проявляет ли он артистические задатки?
- Конечно, проявляет. Мне приятно то, что пару раз посмотрев спектакль, он приходит домой и начинает показывать шоу - от начала до конца. Причем, изображает сразу всех персонажей, а заодно и работает за осветителя, звуковика и кошек...
- А дома вы держите кошек?
- Дома кошек нет. Ведь мы постоянно бываем в разъездах, и за животными просто некому ухаживать. А кошки-артисты живут в театре, в специально сделанных домиках, в прекрасных условиях. Все сделано по лучшим зарубежным образцам.
- Что вы думаете об отношениях людей и кошек? Может быть, есть что-то такое, чего люди о кошках не знают?
- Я скажу честно: для меня кошка идеальное животное - и эмоционально, и духовно. В ней все гармонично. "Лучше кошки зверя нет!" И внешне кошка - красавица. У нее все пропорционально. А какие у нее чувства! За ней можно наблюдать часами... Мой папа, распределяя роли для кошек, всегда говорит: эта кошка будет делать то, а другая - это...
У меня - все наоборот. Я неделями наблюдаю за животными: то со стороны, то в процессе игры. Смотрю, что и как они делают. Какой у них характер? Одни осторожные, другие - задиры. Кошки, в ответ, наблюдают за мной. Так мы с ними и знакомимся. Так рождаются трюки. И так рождаются спектакли.
- Считается, что кошки не поддаются дрессировке...
- Я вообще смотрю на это с другой стороны. Я живу в другом "кошачьем мире", чем все остальные. Кошка, находящаяся дома, - это совсем другое дело, чем животное, играющее в театре. Это две разные вселенные. Кошка дома ведет себя, как хозяйка, а театре - нет. Там она пристраивается, много наблюдает. И очень корректно ведет себя с "коллегами": они живут мирно, никогда не вступают друг с другом в конфликт. Я до сих пор не понимаю, почему так происходит. Наверное, потому что они с детства живут в другой атмосфере.
- То есть получается, что кошка может быть профессионалом, "человеком карьеры"...
- Конечно! Взять того же кота Бориса (кот, который снимается в рекламе - Н.А.). Он - звезда, и прекрасно это понимает. Но он не задирается и ведет себя спокойно. А вот кот Чубайс ощущает себя мэтром. С ним все фотографируются. И в кошачьем "детском саду" он ведет себя по-другому. Все коты подходят, ластятся о ноги, залезают на плечи. Чубайс другой. Он сидит и ждет, пока к нему подойдут. Люди таких вещей не знают. Они не предполагают, что кошка может быть такой. Однако это так.
- Что вы пожелаете нашим читателям?
- В нашем безумном мире чувствовать себя хорошо непросто. Но я прошу: люди, будьте добрее к животным! Тогда все станут добрее по отношению друг к другу. Перефразируя классика, доброта спасет мир. Надо остановиться и посмотреть вокруг. Мы разучились смотреть на облака, на красоту, на все то, что нам дает природа. Кошка - это и есть сама природа. Говорят, что кошка давно изучена. А я считаю, что в кошке открыто всего процентов десять. И эти десять процентов - то, что она сама посчитала нужным открыть людям. Частый гость в нашем театре один человек, пишущий книги о кошках. Мы часто с ним спорим. И порой, понаблюдав за нашими кошками, он переписывает целые главы. В общем, скажу так: чем больше за кошкой наблюдаешь, тем более непонятной она кажется.
- Несколько слов о вашем театре...
- "Театр кошек Юрия Куклачева" находится в Москве, на Кутузовском проспекте, дом 25. Представления - по пятницам, субботам и воскресеньям. Кстати, скоро со своих американских гастролей вернется папа. Он перехватит в театре пальму первенства и всю осень будет давать представления. Сейчас у него огромные планы. Он создал свою Школу доброты. Пишет книги для детей о животных. И от маленьких читателей письма приходят целыми мешками.
- Мы желаем вам успехов и надеемся снова увидеть вас в Петербурге с новыми спектаклями!
Беседовала Наталья Алексеева