Санитайзер

ДАЖЕ НЕ ПОМНЮ, когда папа посадил меня на лошадь. Кажется, я только научился ходить...

Художественный руководитель Московского Конного театра "Каскадер"
Народный артист России
Президент Гильдии каскадеров России
Почетный член мексиканской ассоциации наездников "Чаррос"
Президент Федерации боевого метания "Летящий нож"
Президент благотворительного фонда им. Ирбека Кантемирова


Середина 1960-х годов. Цирк. Представление подходит к концу. Заключительный номер. Ведущий объявляет:
 — Группа осетинских джигитов под руководством народного артиста РСФСР Алибека Кантемирова!
Оркестр взрывается "Лезгинкой". Занавес раздвигается, и на залитый яркими огнями манеж выезжает кавалькада из восьми лошадей. На каждой паре стоит наездник в бурке и надвинутой на брови белой папахе. Один немыслимый трюк сменяется другим... Стрелой мчится конь по кругу. Посреди арены - джигит с двумя обнаженными шашками в руках. И вдруг, легко оттолкнувшись от арены, он вспрыгивает на спину мчащегося во весь опор коня, вращая обеими руками шашки. Лошадь берет барьер, и:всадник, продолжая вращать шашки, взмывает вместе с ней. Еще один барьер. И еще, и еще один. Последний барьер, и всадник уже стоит на одной ноге, а шашки образуют вокруг его головы сверкающий круг. Никто в мире до сих пор не смог повторить этот трюк! Имя артиста - Мухтарбек Кантемиров, младший сын родоначальника знаменитой династии Алибека Тузаровича Кантемирова.


Дающий богаче берущего

Февраль 2004 года. Дом актера. Семидесятилетний юбилей Мухтарбека Алибековича Кантемирова. Поздравления и пожелания. Выступление самого Мухтарбека — он виртуозно метает самые различные предметы: ножи, серпы, ножницы, топоры, гвозди. В разгар выступления зал слышит реплику одной гостьи: «Вот каким я всегда представляла идеального мужчину!» «Человек-легенда» называют его друзья и родственники. Увлеченность, азарт, артистичность, обаяние, любовь ко всему живому, к миру. И безграничная доброта — человек, рядом с которым «тепло». И огромный талант — во всем, что он делает.

Лев Дуров, народный артист СССР:
— Мы с Мухтарбеком знакомы много-много лет. Он удивительный человек! Я обращал внимание, что когда он появляется в какой-нибудь незнакомой компании, моментально все в него влюбляются: в нем есть какая-то магия, невероятная доброта, открытость, бескорыстие. Я знаю, что он очень сильный, и физически, и духом. Но ни разу не видел, чтобы он не то что до кого-то дотронулся, а даже просто голос повысил. Я, шутя, называл его «Христос» — человек, которого можно очень сильно обидеть, а он тебе не ответит тем же. А однажды на съемках видел просто невероятную вещь. Мы снимались на колхозной конюшне, где стояли самые настоящие клячи, одры, у которых брюхо по земле волочится. Но когда Мухтарбек зашел в конюшню, они сразу стали стройненькими-стройненькими! А сказал-то всего два-три слова. Какое-то он воздействие имеет на лошадей. И на людей.

Да, он во многом играет героя, но Мухтарбек и сам очень мужественный человек. И потом, он же не все это показывает зрителю — он просто постеснялся бы все показать. Удивительный человек. И редкий. Недостатки? Не знаю за ним такого. Ни жест­кости, ни жадности, ни злости, даже, когда она необходима. У меня дома везде сплошной Мухтарбек Кантемиров: все стены в его подарках и в нем самом. Иной раз засомневаюсь — кто здесь хозяин? Так что он святой!

Анатолий Клименко, директор Конного театра «Каскадер»:
— Мухтарбек для меня, прежде всего, старший товарищ, друг — невероятно талантливый, чистый, любящий свое дело. О том, что представляет Мухтарбек в конном и цирковом мире, даже и говорить не нужно — это просто живая легенда: многое из того, что он когда-то сделал, не только не превзойдено, но и вряд ли когда-либо будет повторено.… Ну, а если говорить громкими словами, то лучше всех сказал один из координаторов трюковой работы на Международном фестивале каскадеров «Прометей»: «Вы думаете, что Кантемиров — это ваше достояние? Нет, Кантемиров — достояние всего человечества…

Рита Левантовская, артистка цирка:
— К ТАКОМУ человеку я отношусь с величайшим трепетом, уважением, нежностью. Одним словом, всеми добрыми чувствами, на которые только способна. То, что я к нему отношусь — вот что самое удачное!

Валентин Аполлонов, художник-кузнец:
—Главное, что я ощущаю, когда общаюсь с Мухтарбеком, можно определить в двух словах: светло, легко.

Светлана Дружинина, режиссер, актриса:
— Кантемиров? Обожаю!
Это минимум из того, что Вы услышите от любого человека, которому посчастливилось хотя бы однажды пообщаться с Мухтарбеком Алибековичем. А дальше набор восторженных междометий. И благоговейное молчание. И мечтательная улыбка. Ваш собеседник смотрит на Вас с недоумением. Ему не повезло. В его жизни не было такой Встречи (именно так — с большой буквы). Те же, кому судьба ее подарила, хранят воспоминание о ней, как одно из самых светлых в своей жизни. И стремятся ее повторить. И снова оказаться в Новогорске: удивительно вкусный чай, приготовленный Мухтарбеком; сказочной красоты упряжь и оружие, сделанные его руками; не по-собачьи умные глаза Асанны и Махурки; мудрые глаза и бархатные губы лошадей. Время останавливается. И очень хочется здесь остаться. Навсегда. «Дети мои, запомните на всю жизнь — дающий богаче берущего. Живите по этому принципу», — эту фразу Мухтарбек с детства слышал от отца. Он и живет.

Династия

— Громоздок Миша для маневра на лошади, — сетовал Алибек Тузарович, — Пойдет ли у него джигитовка?
Улыбнулись? А ведь высокий рост, широкие плечи и развитая мускулатура для наездника — недостатки. Но только не для Мухтарбека! Его мастерству позавидует самый «правильный» наездник. Он на скаку попадает копьем в цель, срубает лозу и разрубает яблоко. Многие казаки, которые моложе Кантемирова на несколько десятков (!) лет, не могут разрубить на скаку арбуз. Глядя на него, невозможно поверить, что этому человеку уже за семьдесят. Его отец, основатель династии цирковых наездников и каскадеров, Алибек Тузарович Кантемиров, прожил до 94-х лет и до последнего дня оставался в седле.

Осетинская поговорка гласит: «Джигит и умирает на коне». Думаю, не сильно ошибусь, если добавлю: и рождается в седле. Алибек с детства мечтал стать знаменитым наездником. Но как добиться этого, если в семье одна лошадь, и та постоянно занята тяжелой крестьянской работой? И нужно кормить семью. Алибек становится возчиком на кирпичном заводе. В начале 1900-х годов семья переезжает во Владикавказ. В то время на Северном Кавказе было много частных скаковых конюшен. В одну из них приходит Алибек и выигрывает первую же скачку, а вскоре становится одним из лучших жокеев Кавказа. Но его мечтой остается цирк. Огромное желание и удачный случай (среди борцов труппы — земляк Кантемирова, знаменитый силач и великан, Казбек-гора), и Алибека берут учеником в цирк Малюгина, приехавший на гастроли во Владикавказ. Проходит несколько месяцев, но Алибека нет на манеже: артистов хватает, а вот где найдешь такого замечательного рабочего! И вновь ему помогает Темирболат Кануков (Казбек-гора) — его контракт подходит к концу, а он отказывается продлевать его, если Алибеку не дадут коня и свой номер. 11 февраля 1907 года Алибек Кантемиров, наконец, оказывается на арене. Он быстро становится звездой русского цирка, но и этого ему мало: он мечтает о труппе. И первым ее участником становится Ибрагим Кантемиров, младший брат Алибека. В первый состав вошли также джигиты: Казбек Нугзаров, Магомет Нурмагомаев, наездница Стефа Перец, дагестанский зурнист Алибек Арсланов и… Мариам Кантемирова, жена Алибека. Так родилась знаменитая труппа «Али-Бек», которой рукоплескали зрители Европы, Америки, Азии, чьи конно-цирковые программы прославили советский цирк во всем мире. Алибек Кантемиров воспитал сотни учеников, и первые среди них, конечно, его сыновья — Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек. После смерти отца труппу «Али-Бек» возглавил Ирбек, а Мухтарбек основал Конный театр «Каскадер».

— Плох тот сын, который не хочет пойти дальше отца, — говорил Алибек. — Он останется в его тени и завянет.

И еще:
— Ты — артист, и поэтому должен с каждым днем работать на арене все лучше и лучше. А для этого нужно много тренироваться. Мало родиться сыном джигита — надо стать джигитом.

Смелые люди

Слово «каскадер» (cascade — фр.) переводится как «акробатическая имитация падения в цирке». То есть каскадер — это человек, исполняющий имитацию падения. Джигитовка — конное искусство, которым издревле владели народы Северного Кавказа, позже она стала одним из видов подготовки в казачьих частях. В 1920-е годы элементы джигитовки — трюки — впервые были выполнены Алибеком Тузаровичем Кантемировым на арене цирка, а в 1940-е — в кино.

Первый трюковый советский фильм «Смелые люди» (1947 г.) стал целым этапом в творчестве династии Кантемировых. История возникновения названия и самого фильма весьма любопытна. Как-то Сталин, который был очень неравнодушен к вестернам, собрал кинематографистов и сказал:

— А почему вы не делаете таких фильмов, как снимают о ковбоях? Почему бы нашим товарищам, работающим в области кино, не создать фильм о конниках? Например, о кавказских джигитах? Это смелые люди, прекрасные наездники…
— Иосиф Виссарионович, но ведь это абсолютно безыдейные фильмы, в них столько трюков, — возразили ему.

— Идею мы в другом месте покажем. Вы покажите смелых людей.
Сценарий, а впоследствии и саму кинокартину, так и назвали — «Смелые люди». Два года писали сценарий Николай Эрдман и Михаил Вольпин, живя на Мало-Карачаевском заводе (здесь животных держали не в конюшнях, как обычно, а на воле). Большинству специалистов казалось невероятным воплощение в жизнь сценария фильма, настолько сложны были конно-спортивные трюки. Большую часть из них разработал и впервые выполнил Алибек Кантемиров. Например, сейчас уже ставший классическим, трюк — подсечка, когда лошадь падает на скаку. При выполнении этого трюка часто погибала не только лошадь, но и всадник. Впервые в истории конного спорта этот трюк без риска для жизни разработали и выполнили братья Хасанбек и Ирбек Кантемировы под руководством отца Алибека Кантемирова. Кстати, и по сей день конные трюки в нашем кино выполняются по разработанным им правилам.

Мухтарбек Кантемиров и его брат Ирбек — единственные в Европе каскадеры, которые были приняты в Ассоциацию мексиканских наездников «Чаррос педригаль» («Честь и традиция»). В Мексике они побывали в 1968 году. Это страна знатоков и любителей лошадей. «Чаррос педригаль» — клуб, объединяющий мексиканских наездников, хранящих старинные национальные традиции. Члены «Чаррос» часто приглашали труппу Кантемировых в гости. Особой популярностью пользовался Мухтарбек. Бурный восторг вызвало его решение принять участие в рехониаде (мексиканской корриде, которая отличается от испанской тем, что тореадор дразнит быка плащом, втыкает в него бандерильи и убивает его, сидя верхом на лошади). Смелость Мухтарбека произвела огромное впечатление на знаменитого тореро Луиса Прокуно, и он подарил джигиту свою фотографию с надписью (в Мексике — величайшая честь), секретарь «Чаррос», Хозе Караскаль, преподнес Ирбеку и Мухтарбеку костюмы мексиканских ковбоев. А единственная женщина-торреро — американка Эдди Эванс, пригласила их на ранчо, где содержались ее быки и лошади.

«Алибек Кантемиров со своими бесподобными кавказцами показывает первоклассные номера. Много о них было разговоров, но все это ничто по сравнению с действительностью», — так писала газета «Авасьонес» о гастролях труппы «Али-Бек» в Мексике.

На простор…

— Дети, в цирке вы себя проявили, но 13 метров манежа не дают возможности показать в полной мере то, что умеют всадник и лошадь. Ваша задача, когда меня не будет, сделать конное шоу, конное ревю — выйти на большой простор.

В 1979 году Мухтарбек решает уйти из цирка, чтобы воплотить мечту отца. Конный театр «Каскадер» — первый профессиональный коллектив артистов-наездников, — официально был создан в 1987 году по инициативе группы каскадеров, при активном содействии председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко, также заядлого конника, и при поддержке Госкомспорта СССР. Он уникален тем, что представляет собой синтез виртуозной трюковой работы, зажигательных танцев, восточных единоборств, рыцарских и гладиаторских боев, пиротехнических эффектов, великолепных костюмов и декораций. Так спорт, цирк, театр и кино обернулись единственным в своем роде культурным явлением в истории зрелищных искусств России.

Премьера состоялась в августе 1987 года в Гаграх, где на суд публики был представлен первый конный спектакль «Легенда о Золотом Руне и верной любви». Первые зарубежные гастроли состоялись в июле 1988 года в Болгарии по приглашению Болгарского правительства. В следующем году прошло турне по городам Грузии и Белоруссии. Затем театр получил приглашение в Германию. Уникальное конное шоу смогли увидеть зрители Вис-Бадена, Майнца, Мюнхена. Выступления коллектива собирали аншлаги. В этом же году театр выезжает в Гренобль (Франция) на юбилейный фестиваль нетрадиционных театров и завоевывает Гран-При. Затем гастроли в Санкт-Петербурге, параллельно с которыми труппа в течение года готовит новый спектакль «Россия в седле» — грандиозную конную феерию, словно оживившую историю земли Русской, неразрывно связанную с лошадью, со времен первых богатырей и до настоящего времени. В спектакле было задействовано более 30 лошадей и 90 человек!

В 1990 году закончена постановка нового спектакля «Прощай и здравствуй, Русь!», премьера которого совпала с августовскими событиями. Но, несмотря на сложную политическую ситуацию, Малая спортивная арена Лужников собирала более четырех тысяч зрителей ежедневно. Следующим этапом творческих поисков коллектива стала работа над комедийным спектаклем «Однажды в Техасе, или конь шерифа».

А затем… Затем наступил, пожалуй, один из самых тяжелых и печальных периодов в истории театра. Администрация Сокольников, где размещался театр, зимой просто отключила все коммуникации. Почти три года «Каскадер» переезжает с места на место и в 1993 году уезжает в Болгарию, где театру предоставили для его выступлений специально отстроенную площадку, которую назвали «Конный пикник». «Болгарский» период растянулся на шесть лет, в течение которых театр лишь однажды приезжал в Москву в 1997 году на празднование 850-летия Москвы. 14 мая 1999 года «Каскадер», наконец, смог вернуться на Родину.

Не бойся, я с тобой!

За плечами у Мухтарбека — несколько десятков ролей в различных фильмах. Но один из них стоит особняком. Ну, конечно же, это фильм «Не бойся, я с тобой!». Юлий Гусман в театре музкомедии ставил спектакль «Человек из Ламанчи». На одну из главных ролей требовался наездник, акробат, самбист, боксер и прыгун «в одном флаконе». Кто-то рассказал режиссеру о Мухтарбеке, у которого к тому моменту уже было множество работ в кино, но в качестве каскадера. «Я не справлюсь с главной ролью!», — восклицал Кантемиров. «У тебя все получится!», — оставался непреклонен Гусман. Результат этого противостояния нам известен: «Вот таким я себе представляла идеального мужчину!» На роль Сан Саныча у Гусмана было три претендента: Николай Караченцов, Ролан Быков и Лев Дуров. На вопрос режиссера, кого Мухтарбек видит в этой роли, последний, не задумываясь, ответил: «Леву Дурова!». Съемки проходили в Гахском районе Республики Азербайджан. Естественно, не обошлось без курьезов. По окончании съемок был банкет. А затем дублеры-каратисты отправились гулять по городку. Местные жители, видимо, опасаясь «суровой расправы», активно зазывали их в гости. В один из домов вместе с ними заглянул «на огонек» и Лев Дуров. В какой-то момент он сообщил присутствующим, что он давно мечтает иметь папаху. Мгновенно все местные мужчины покинули помещение, а через несколько минут перед ошеломленным артистом выросла гора папах. Чтобы никого не обидеть, Дуров наугад вытянул из кучи одну папаху и надел ее.

Помимо фильма «Не бойся, я с тобой!» Мухтарбек Кантемиров также сыграл главную роль в фильме «В двух шагах от рая». А в качестве каскадера, вместе с артистами театра, снялся более чем в двухстах фильмах. Среди них: «Тихий Дон», «Петр Великий», «Сибирский цирюльник». Сергей Бондарчук особо отметил работу конных каскадеров. Очень высоко оценил работу «Кантемировцев» и Никита Михалков. А еще сериалы — «Бедная Настя», «Дубровский». И…огромное количество голливудских фильмов — «От заката до рассвета», «Полицейская Академия – 7», «Киборг», «Робокоп». Да, во всех этих и многих других фильмах, снятых на «фабрике грез», конные трюки выполняли «Кантемировцы» во главе с Мухтарбеком! Одна из последних работ — «Волкодав».

P.S. Я 19 лет мечтаю о манеже…

2006 год. Подмосковный Новогорск. База Академии гражданской защиты МЧС. Два десятка лошадей и несколько десятков артистов приютило (или, если хотите, — спасло) МЧС России. Здесь размещен учебный конно-спортивный центр, и курсанты-спасатели обучаются верховой езде, работе с конем в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Одним словом, всюду, где требуется помощь попавшим в беду людям.
Здания в столице у конного театра нет до сих пор. Крытого манежа тоже нет —артисты тренируются в манеже под открытым небом. Есть артисты театра, от которых редко услышишь «я», в основном — «мы». Есть Асанна и Махурка, которые первыми встречают всех гостей (а таковые здесь — понятие круглосуточное). Есть Лурик (Лурье), который 25 лет делил с Мухтарбеком и радости, и горести. Есть лошади, которые, слава Богу, не на улице и накормлены. Значит, можно тренироваться, можно творить, можно жить. Но…
— Я 19 лет мечтаю о манеже. Мечтаю просто выступить с премьерой в собственном доме…

P.P.S.

Мечты должны сбываться. Ведь правда? Иначе, какой в них смысл?
Оксана Мартинович
Фото из личного архива М.А.Кантемирова
Фото Николая Редозубова

Автор выражает благодарность народному артисту России М.А.Кантемирову, директору Московского Конного театра "Каскадер" А.Клименко и пресс-секретарю театра М.Мерниковой за предоставленные материалы.