Санитайзер

Юрий Куклачев: Если бы кошек не было на свете, их стоило бы выдумать!

В октябре на сцене московского экспериментального театра под руководством Вячеслава Спесивцева состоялась премьера «Мяузикла». Это спектакль о кошках с человеческими судьбами и их «короле» — Юрии Куклачеве. По зрелищности и креативу спектакль не уступает нашумевшему мюзиклу «Cats».

В сущности — это постановка, где добро побеждает зло. Режиссер-постановщик Вячеслав Спесивцев сказал: «У нас театр детский, молодежный. Молодежь вообще обожает все пародировать и передразнивать. И для того, чтобы прийти на «Мяузикл», совершенно не обязательно перед этим ходить на мюзиклы, это более социальная вещь. Актеры играют кошек на помойке. Намек, думаю, понятен. И актерам не пришлось долго вживаться в роли. Эта пьеса про людей, которые стали кошками, а кошки — людьми. А по сему, Юра Куклачев, как-то сказав: «Если бы кошек не было на свете, их стоило бы выдумать», — был совершенно прав, ведь мы так с ними похожи!

Чтобы вжиться в образ своих героев, артисты В. Спесивцева практически «жили» на спектаклях Юрия Куклачева в его Театре кошек на Кутузовском проспекте. Им было интересно все: как кошки спят и кушают, как проходят их репетиции, как они играют, как разговаривают между собой ласково помуркивая, и даже то, как они царапаются. Актеры вдохновились настолько, что стали искренне считать, что «Коты — это люди, но только с хвостами!»

— Кошки — животные, дающие вдохновение, драйв, и настоящие Артисты. Мы у них многому научились, — рассказал главный герой «Мяузикла» — Роман Шахов, сыгравший в мюзикле главную роль — «короля кошек» Юрия Куклачева. Его внешнее сходство с Куклачевым настолько велико, что в какой-то момент, глядя на сцену, замирает сердце. Роман удивительным образом перевоплощается и передает то восприятие мира и переживания «короля кошек», которые присущи только Юрию Дмитриевичу. Рождается ощущение, что ты присутствуешь на кинофильме под названием «Прогулка в прошлое на тридцать лет назад»: ведь на сцене оживает картина творческого становления артиста Куклачева, когда ему пришлось доказывать всему миру, что кошки — дрессируемые животные.

Коллеги Романа Шахова — «короля кошек», артисты — Максим Яндимиров (кот Котаньо), Елена Борзова (котенок Кутька), Анастасия Серикова (кошка Ромашка) и Алексей Иванюк (кот Борис), переняли на спектаклях маэстро поведение, манеры и пластику друзей наших меньших настолько, что покорили всех зрителей, которые встретили премьеру «Мяузикла» бурными аплодисментами.

— Знаете, зачем Бог сотворил кошку? Чтобы было, на ком упражняться в милосердии! — сказал нам Юрий Куклачев после спектакля, и словно в подтверждение своих слов рассказал, как, уже работая клоуном в цирке, нашел в парке брошенного пищащего котенка. Принес его домой, назвал Кутькой (в «Мяузикле» котенок Кутька — один из главных персонажей). Котенок оказался хулиганистым, и соседка по квартире потребовала немедленно его «депортировать». Спорить было бесполезно, и Кутька поселился у него в гримерке. Так, по словам главного режиссера Театра кошек Юрия Куклачева, началась их совместная жизнь в искусстве, история которой и легла в основу мюзикла.

После премьеры Ю.Д. Куклачев поделился с нами своими впечатлениями о мюзикле.

— Юрий Дмитриевич, Вам понравился «Мяузикл»?
— Музыкальный спектакль тронул меня до глубины души, потому что сценарий его написан по моей книге «Уроки доброты» — правдиво, реалистично и талантливо. Но особо хочется отметить работу артистов, которые блестяще перевоплотились в кошек.

— Скажите, а актеры обращались к Вам за советами или помощью, как лучше сыграть кошек?

— Да они у меня в театре и дневали и ночевали! Одним словом, чтобы войти «в образ», артисты театра Спесивцева пересмотрели все мои постановки. Сам режиссер приезжал ко мне на спектакли. С Вячеславом Спесивцевым я знаком с 1967 года. Когда-то он был моим учителем, но со временем отношения «ученик — учитель» переросли в большую дружбу, а теперь вот увенчались великолепным спектаклем.

— Расскажите о Вашей книге «Уроки доброты»…
— В ней я рассказываю ребятам о том, что кошки меня многому научили. Наблюдая за ними, я потихоньку и пришел ко всем своим спектаклям. Кошка — животное, которое умеет «видеть» спиной, слышать тишину. Оказывается, когда слушаешь тишину, находишь время поговорить с самим собой, со своим сердцем. Человек рождается не для того, чтобы разбогатеть и набить карманы. Он рождается для того, чтобы выразить себя, что-то открыть, поведать другим людям. Если с детства душа молчит, ждать хорошего не приходится. Короче, я решил спасать детей. И, по-моему, нашел хороший ход: делать это с помощью кошек. Я говорю своим юным читателям: хотите, научу вас воспитывать кошек? Да? Тогда давайте начнем с себя. Ведь прежде, чем я стал Куклачевым, кошки меня долго воспитывали. Я подсказываю детям, что они должны прислушиваться к себе, своему дыханию, должны понять, к чему их влечет, — распустить, как парус, свою душу, и ловить момент. Учу разглядывать листья, слушать шум сосен, учу различать запахи, а потом воскрешать их в воображении.

— О чем Ваши спектакли?
— На наших спектаклях люди радуются и часто, по их же собственным словам, заново обретают веру в жизнь. В сегодняшнем обществе складывается довольна страшная ситуация: люди стремятся к благополучной жизни любой ценой, забывая о том, что они теряют главное. Мы же отличаемся от животных тем, что умеем плакать и смеяться, нам изначально присуще такое душевное качество как милосердие. Не случайно же говорится, что человек создан по подобию Господа.

— Юрий Дмитриевич, Вы вновь собираетесь со своим театром кошек на гастроли в США. А как в прошлом сезоне прошли Ваши гастроли в Америке?
— С большим успехом мы выступили в Америке в сентябре прошлого года. Аншлаги, внимание прессы, уважение, слава и почет. Со времен Барышникова это был самый громкий успех. ООН признала наш театр «Феноменом» в культуре. В ноябре этого года нас ждут большие гастроли в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, и других городах США. Туда поедут 30 артистов-кошек и 11 артистов-людей. Сейчас собираем реквизит.

— Скучают ли на гастролях пушистые артисты по своему дому — вашему театру? И как кошки переносят полет?
— Скучают, но не очень: ведь с ними я, а меня они считают своим папой и очень любят. А летят они в самолете как короли — в специальных двухъярусных вольерах. В этих клетках со всеми удобствами они могут и в туалет сходить, и поиграть, и посидеть, грея друг друга. Единственный дискомфорт для кошек — чувство голода. Перед полетом за 10–12 часов мы их не кормим и не поим, чтобы кошек не тошнило.

— Кошки озоруют? Забавные случаи на представлениях были?
— Был у нас кот — Цыган, черный-пречерный. Во время выступления он должен был пробежаться по манежу и залезть на высокую стойку. Но что-то случилось, кот развернулся и прямиком — за кулисы. Все униформисты — за ним. А он пробежал за кулисами по кругу и с другого входа выбежал и залез на свою стойку, а я стою к нему спиной, ничего не вижу. Слышу только зал смеется и аплодирует. Я поворачиваюсь, смотрю — Цыган на своем месте сидит и смотрит на меня, как ни в чем не бывало. Теперь мы часто разыгрываем трюк с убегающим котом, и он всегда проходит «на ура». С тех пор я понял, что все что ни делается — к лучшему.

Кошки помогают мне в жизни. Стрелка — определить, способен человек на дружбу или нет. Ее нельзя обмануть улыбкой или лаской. Она словно определяет, какая энергетика исходит от человека — добрая или злая. А кота Чарлика я вообще давал своим детям, когда они уходили в лес. Он был у них вместо компаса. Набрав грибов, дети, собираясь идти домой, отпускали Чарлика. Он, как волшебный клубочек, всегда приводил их к дому.

— Каждая ли кошка поддается дрессировке?
— Дрессировка — неправильное слово. Воспитать! Я воспитываю кошек, а они меня. Мой метод — воспитание любовью. Кошка сама на сцене подходит ко мне, целуется, и всем своим видом показывает, что ей хорошо. Животное само подсказывает, что мне делать, и я лишь грамотно ей ассистирую, создавая интересную сюжетную линию. Главное: научиться их понимать и ощущать. Наше общение проходит на языке чувств. Я многому научился у кошек: независимости, умению расслабляться, быть осторожным и, конечно, верности. Можно сказать, что я сначала сам постиг школу доброты, а потом написал книгу.

— Сколько сейчас кошек в Вашем театре?
— Сейчас кошек — 120. Все разных возрастов и пород. Британской кошке Кастрюльке уже 18 лет, но она в прекрасной форме и до сих пор работает на сцене. Герой рекламы — кот Борис, тоже наш артист. Да у нас каждая кошка — это отдельная интересная история.

— Юрий Дмитриевич, Ваше появление на сцене после премьеры «Мяузикла» с живой кошкой в руках, вызвало овацию аплодисментов во всем зале. Почему даже на мюзикл Вы пришли с кошкой?
— Во-первых, Куклачев без кошек — это не Куклачев! А во-вторых, я Вячеславу Семеновичу и всей труппе театра обещал, что на премьеру приеду обязательно с кошкой. Да и детишки ждали не просто дядю Юру, а дядю Юру с пушистым артистом. Разве мог я обмануть их ожидания? Доверие детей дорогого стоит, и им нельзя пренебрегать также, как и доверим кошек. Кошки — самые верные животные. Они преданы до тех пор, пока их не обидишь. И артисты театра Вячеслава Спесивцева прекрасно показали это на сцене в своем мюзикле.

Беседовала Александра Мурашова