Санитайзер

ПОЙДЕМ В КИНО?

В конце октября Калуга на неделю превратилась в Канны: здесь в рамках общенациональной программы «В кругу семьи» прошел I Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Верное сердце». Его основная цель – возрождение национальных, религиозных, нравственных и семейных ценностей. Гран-при фестиваля – серебряная статуэтка святых благоверных Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи и брака на Руси.

Семья – это святое. Именно этому учили фильмы, показанные на фестивале. «Наша задача: показать радость появления ребенка в семье. Показать, что ребенок не является помехой в карьере. Мы просто хотим через кино- и телеэкран донести эти простые истины до всех жителей нашей страны», — говорит генеральный продюсер фестиваля Александр Ковтунец.

Москва. За последние 10 лет численность населения России сократилась на 9 млн человек, а общая численность детей — почти на 8 млн. Основная причина сложившейся демографической ситуации — низкая рождаемость: 67 процентов от всех семей с детьми — однодетные; количество детей, погибших в результате абортов в России за последние 10 лет, сопоставимо с потерями нашей страны во время Великой Отечественной Войны. Если сокращение населения будет происходить такими же темпами, то ровно к 2200 году в России не останется ни одного жителя…

Среди множества программ, основными задачами которых является преодоление кризисной демографической ситуации — общенациональная программа «В кругу семьи», в рамках которой проводился фестиваль, стоит особняком. Почему? Потому, что здесь от слов сразу же перешли к делу! Первым проектом программы стало создание художественного фильма «Рождественские истории» с участием В.Золотухина, А.Пороховщикова, Р.Рязановой, О.Охлобыстиной. Премьера состоялась на телеканале ТВЦ 6 января 2006 года. Фильм стал лауреатом кинофестивалей «Сказка», «Семья России», «Встреча». Уже сняты фильмы: «Воскресает снова Русь Святая» (о восстановлении собора Рождества Богородицы во Владимире, где был погребен Александр Невский), о святой Юлиании Лазаревской (многодетной матери, которая вела жизнь монахини в миру). Идет подготовка к съемкам фильмов: «Маленький оборвыш» (по мотивам одноименной повести Д.Гринвуда), «Девочка, наступившая на хлеб» (по мотивам сказки Г-Х.Андерсена), «Якутский проповедник» (о митрополите Московском и Коломенском Иннокентии — просветителе Америки и Сибири, жившем в XIX веке). Одним из центральных проектов программы является художественный фильм «Верное сердце» — о святых Петре и Февронии. В настоящее время заканчивается работа над созданием фильма «Софи» — продолжением «Рождественских историй».

И своеобразным подведением итогов стал кинофестиваль «Верное сердце». Идею создания такого фестиваля поддержали многие известные артисты и кинематографисты.

Президент фестиваля, актер Валерий Золотухин:
— Критиковать состояние сегодняшнего телевидения, кинематографа можно и, наверное, нужно. Следует найти способы для того, чтобы художественными средствами показать: лучше рожать, чем не рожать. Искусство гораздо сильнее и убедительнее, чем какие-то бесконечные проповеди.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов:
— Сегодня общество уже готово впитывать добрые семена. Уже прошел период нигилизма и отрицания добрых начал: все понимают, что наше спасение — в моральном оздоровлении.

Настоятель Храма Архангела Михаила при Академии Генштаба, иерей Андрей Галухин:
— Семья есть малая церковь. Семья для Церкви свята, поэтому РПЦ выступила одним из инициаторов фестиваля «Верное сердце».

Руководитель детских и юношеских программ фестиваля, телеведущая Оксана Федорова:
— Я хочу, чтобы в фестивале участвовали и детские коллективы, проводились конкурсы молодых талантов. Вся моя деятельность связана с детьми. Сейчас делаю все возможное для создания полноценного детского телеканала. Занимаюсь благотворительностью и являюсь представителем ЮНИСЕФ в России. Но это для меня не новый вид деятельности, а скорее, логическое продолжение карьеры.

Калуга. 23 октября. Концертный зал Областной Филармонии. Красная дорожка — естественно. Оркестр — само собой. Фойе «а-ля русская изба». Традиционная охота на знаменитостей. Самые удачливые охотники получают фотографию этой самой знаменитости с собою любимым рядом. Менее удачливые — автограф. Остальные довольствуются созерцанием высоких гостей. Журналисты всех мастей лихорадочно «останавливают мгновенье». Первый, второй, третий звонок. Фойе пустеет. Занавес поднимается под звуки Калужского симфонического оркестра. На сцене появляются ведущие — Оксана Федорова и Стас Журжин (девятилетний исполнитель главных ролей в фильмах «Рождественские истории» и «Софи»). Затем — Президент фестиваля Валерий Золотухин, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, митрополит Калужский и Боровский Климент. Под колокольный звон фестиваль объявляется открытым.

После показа фильма «Рождественская девочка» (одной из новелл «Рождественских историй») гостей поздравляют председатель жюри Том Пальмен, Юозас Будрайтис, Борис Галкин, Татьяна Зорина, Николай Швец, Александр Ковтунец, Илья Литвак и другие участники фестиваля. Выступления артистов органично вписываются между выступлениями «официальных» лиц, и ощущения скуки или затянутости мероприятия не возникает. Церемонию открытия завершает «бременский музыкант» Олег Анофриев с детским ансамблем. Звучит последняя песня, и в зал летит множество воздушных шаров. Краткий период замешательства сменяется бурным восторгом детворы и взрослых. Почетные гости, участники и организаторы фестиваля отправляются в банкетный зал, где их снова атакуют представители средств массовой информации. Но недолго — уже через час автобусы развозят всех по гостиницам, ведь с утра начнутся показы.

Первый день фестиваля начался с ленты «Монгольский пинг-понг» китайского режиссера Нин Хао. Внеконкурсную программу открыл фильм Татьяны Фирсовой «Птицы небесные». Одновременно стартовал конкурс короткометражных фильмов.

«За кадром». Принять участие во всех мероприятиях программы — фильмы, диспуты, лекции, конкурсы, экскурсии, концерты, телемарафоны и многое другое — я смогла бы лишь при одном условии: если бы мне удалось в срочном порядке создать, как минимум, пять собственных клонов и одного маленького «клончика» для сна, еды и пары часов личного времени. Скажу сразу: проделать сей трюк, достойный Нобелевской премии, я не сумела. Поэтому объявляю полный авторский произвол и рассказываю лишь о том, что видела лично. И то не обо всем — места не хватит.

Короткометражные фильмы — особый вид искусства. Передать все чувства героев максимум за тридцать, а то и за 10-15 минут под силу не каждому. Существует весьма распространенное мнение, что короткометражный фильм — это лишь ступенька к большому кино, работа для начинающих. На мой взгляд, это особый тип авторского мышления. И если полнометражную ленту можно сравнить с романом, то короткометражная — рассказ, который может быть не менее (а часто — более) талантлив.

Фильм «Мои родители» режиссера Неле Леана Фолльмар, показанный на конкурсе, детским назвать сложно. Скорее, это поучительная сказка для взрослых. Девушка по имени Мари встречает мужчину своей мечты, который очень хочет познакомиться с ее родителями. А Мари уже рассказала ему о том, какие у нее замечательные родители: сама раскованность и терпимость, до сих пор без ума друг от друга, что совсем не соответствует действительности. И тогда Мари рассказывает все родителям и просит их подыграть ей. Неожиданно они соглашаются и с успехом исполняют свои роли. Но самое главное — после того, как «опустился занавес», они продолжают оставаться родителями, понимающими и поддерживающими свою дочь и влюбленной парой. Оказывается, они и были такими всегда, просто забыли, растворились в быту, мелочах. Теперь они снова стали сами собой и не будут больше играть глупую роль серьезных, умудренных опытом людей. Для всех «актеров поневоле» очень рекомендую как руководство к действию.

Одним из самых необычных стал показ конкурсного фильма «Марфа и ее щенки» режиссера Юрия Морозова в Калуге и Обнинске потому, что представляла фильм… собака. Знакомьтесь: Елизавета Метель из Волчьего Лога, гордость Мосфильма — «народная волчица России», собака породы сибирский хаски. Принимала участие в съемках нескольких десятков фильмов в роли волчицы. Среди них — «Софи», «Граница. Таежный роман», «По ту сторону волков», «Тайга. Курс выживания», «Сыщики». Вместе с Метелью картину представлял ее хозяин — Виктор Зуйков — генеральный директор студии «Мосфильм-КИНОлогия», Президент Фонда «Золотой Клык», дрессировщик, актер. Он руководил съемками животных в фильмах «Королева Марго», Графиня де Монсоро», «Сибирский цирюльник», «Олигарх», «Участок», «Ночной дозор» и многих других. Вообще-то, «Марфа и ее щенки» — сериал, состоящий из восьми новелл. В фильм вошли три из них. Овчарка Марфа родила семерых щенят, а о том, куда они попали, каким образом сложилась жизнь каждого из них, и рассказывает фильм, в котором снималось, в общей сложности, 27 собак. После показа Виктор Зуйков провел викторину (естественно, с призами), а затем все желающие фотографировались с Метелью. Детским восторгам не было предела.

«За кадром». Восемьдесят процентов зрителей в зале — дети. Судя по диалогам, которые я услышала после показа, в Калужской области ожидается резкое повышение овчарок на душу населения. В викторине один из вопросов звучал так: «Какой породы вторая собака в новелле «Бетти»?» Честное слово, была уверена, что на вопрос никто не ответит. Ответили! Опознать такую породу, как голден ретривер «в лицо» лично я оказалась не способна. Искренне восхищаюсь эрудированностью детей! Не обошлось и без курьезов. Участники викторины сражаются за приз, называя фильмы с участием животных — по принципу «кто первый остановится, тот и проиграл». Естественно, вспоминают фильм «Граница. Таежный роман». Но сначала звучит «южный роман», затем — «метельный» (не иначе, как в честь Метели), и, наконец, — «таежный». Возможность «погладить собачку» вызвала такую бурю эмоций, что даже невозмутимая, привыкшая ко всему Метель, спряталась вначале за хозяина. Кстати, четвероногая звезда первые сутки жила в гостинице на нелегальном положении — нельзя с собаками и все тут! Но потом ей дали «испытательный срок» — 1 день, который она с честью выдержала и получила вполне заслуженный статус гостя.

В центре фильма «Бернское чудо» режиссера Зенке Вортмана — история финального матча чемпионата мира по футболу, состоявшегося 4 июля 1954 года в Берне. Немецкая команда одерживает победу над венграми и становится чемпионом мира. Для немцев тогда эта победа стала началом возрождения нации. История показана с точки зрения 11-летнего мальчика, поклонника футбола. В основе фильма — семейные ценности: необходимость взаимного уважения и поддержки, которые помогают вернувшемуся из военного плена отцу семейства вновь ощутить любовь к жизни, понять, что война закончилась, что он любит и любим своей семьей. Зенке Вортману удалось создать очень эмоциональную семейную драму, разворачивающуюся на фоне исторических событий. Кроме того, фильм получился очень высокопрофессиональным со спортивной точки зрения: во-первых, Вортман сам бывший футболист, а во-вторых, в фильме принимала участие первая и вторая лиги футболистов. Картину представлял исполнитель главной роли (исполнитель роли отца) Петер Ломайер вместе с сыном Луи Кламротом (исполнитель роли сына) и дочерью Лолой.

Музыкальный фильм «Анна» режиссера Евгения Гинзбурга, снятый по мотивам пьесы Островского «Без вины виноватые», но в современных реалиях, назван по имени главной героини Анны Романовой. Роль Анны великолепно исполнила блистательная Любовь Казарновская, звезда российской и мировой оперной сцены. В фильме также снялись Юлия Рутберг, Павел Деревянко, Татьяна Кравченко и Владимир Стержаков. Обычно попытки переиграть классику, да еще изменив при этом время и место действия, редко бывают удачными, но «Анна» оказалась как раз тем самым исключением — картина смотрится, что называется «на одном дыхании».

Белорусский фильм «Маленькие беглецы» режиссеров Бориса Берзнера и Ренаты Грицковой вызвал неоднозначную реакцию у зрителей: смех и слезы. Четверо детей вместе с бабушкой одного из них сбегают в «бабушкину» деревушку. Об их приключениях в пути и рассказывает фильм. С одной стороны получилась детская, очень добрая, приключенческая комедия. С другой стороны, картина затрагивает очень важные и серьезные проблемы: дети, не находящие понимания у родителей и переставшие им доверять, старики и бездомные животные, часто никому не нужные и раздражающие. Фильм на фестиваль привезла редактор картины Маргарита Шаграй, безумно обаятельный и светлый человек.

Одним из примечательных мероприятий, прошедших в рамках кинофестиваля «Верное сердце», стала «Ночь социальной рекламы». Современный человек в вихре забот и личных тревог нередко забывает о сиротах, стариках, инвалидах, просто о людях, которые по тем или иным причинам чувствуют себя одинокими. Основной причиной самоубийства, особенно в больших городах, является одиночество. Посмотрите вокруг — они здесь, рядом с нами. Пока рядом. Завтра они могут не выдержать непонимания, равнодушия, своей ненужности и сделать роковой шаг. Не допустите этого! Часто им нужно просто наше внимание.

28 октября состоялось торжественное закрытие фестиваля и награждение победителей. Церемония началась с того, что на сцене появились… Циолковский и маленький Гагарин (Стас Журжин). Затем вышел ведущий Борис Галкин. Победителей поздравляли Лидия Федосеева-Шукшина, Гоша Куценко, Григорий Гладков, Александр Добронравов, Евгения Смольянинова. Не обошлось без интриги: объявленный господин Ватто на сцене не появился. Галкин внимательно выслушал объяснения из-за кулис и сообщил, что господина Ватто задержали на таможне, но, узнав, куда он едет, тут же отпустили и даже дали милицейское сопровождение. В течение следующих двадцати минут между номерами зрителям давали краткий отчет о передвижениях вышеуказанного господина. Когда напряжение достигло высшей точки, многострадальный господин Ватто, наконец, появился на сцене. Несколько мгновений тишины, и зал взрывается хохотом и бурными аплодисментами — столь долгожданный господин Ватто оказался… маленькой обезьянкой.

Гран-при фестиваля получил шведский фильм режиссера Клауса Харо «Элина, как будто меня и не было». В конкурсе короткометражных игровых фильмов победила российская картина «Сватовство» режиссера Анны Фенченко, а в конкурсе роликов социальной рекламы — ролик «Плюшевое счастье» из цикла социальных роликов «Фильмы братьев Чуйковых».

Два приза уехали в Германию (фильм «Бернское чудо»): один увез Петер Ломайер за лучшую мужскую роль, а второй — Том Ферман за лучшую операторскую работу. Приз за лучшую женскую роль присудили Мартине Гедек, сыгравшей главную роль в швейцарском фильме «Прекрасная Марта». Лучший сценарий, по мнению жюри, написала наша соотечественница Лидия Боброва к фильму «Бабуся». «Бабусе», точнее — Маше Возба, также достался и приз за лучшую женскую детскую роль. А Коля Спиридонов, главный герой российского фильма «Итальянец», получил приз фестиваля за лучшую мужскую детскую роль.

Специальные призы жюри в конкурсе короткометражных игровых фильмов получили следующие картины: «Величайшее изобретение Грегора» (режиссер Иоханес Кифер, Германия), «Вчерашний день» (режиссер Вячеслав Каминский, Россия) и «Вовка и кошелек», «Вовка и родители» (режиссер Владимир Чернов, Россия). Специальный приз жюри в конкурсе роликов социальной рекламы был присужден ролику «Мертвый город» (режиссер Андрей Волгин, Россия).

По окончании торжественной церемонии закрытия все дружно отправились чествовать победителей. Вновь журналисты, спешащие сообщить об итогах фестиваля в редакции. Безумно уставшие, но довольные организаторы. И радость, что фестиваль прошел успешно. И сожаление, что все закончилось, и завтра нужно покидать гостеприимную калужскую землю. Впрочем, президент фестиваля Валерий Золотухин задержался в Калуге на две недели: в Театре Калужской драмы он играет городничего в гоголевском «Ревизоре», премьера которого состоялась 24 октября. Второй Международный кинофестиваль «Верное сердце» планируется также в Калуге в следующем году. Так что, до встречи!

Оксана Мартинович