Главная / Периодические издания / Журнал "PETS" / 2006 / №12 / Ограниченных возможностей – нет!
Ограниченных возможностей – нет!
Не так давно телезрители были просто шокированы жестокой реалистичностью документального фильма «АНОМАЛИЯ» на канале «Россия» о детях-инвалидах. Впервые авторы фильма показали обнаженную детскую душу, запертую в клетку с болезнью один на один. Впервые с экранов телевизоров мы увидели детские глаза, наполненные любовью и мечтами, радостью и грустью, болью и отчаянием. Мы увидели глаза тех детей, которые рождаются не такими, и о которых мы нередко говорим — люди с ограниченными возможностями.
Мы старательно защищаем свой идеальный мирок, изолируемся и дистанцируемся от инвалидов, от людей, которые, на наш взгляд, являются воплощением недуга и слабости. Однако в наши дни очень остро стоит проблема помощи, поддержки и лечения людей, которых мы привыкли считать в своем обществе чужаками, и лишь потому, что они не похожи на нас. «Ордынцы» — Фонд поддержки детей-инвалидов и спортсменов, три года назад при поддержке научной элиты России, ведущих психологов и кинологов, на базе фонда в Подмосковье разработал реабилитационную методику под названием — лечебная кинология. И зоотерапия, а в частности — лечебная кинология, помогает решать проблемы детей-инвалидов, организуя взаимодействие опосредованно, через собаку.
Несмотря на то, что терапевтический эффект от общения с животными был известен давно, еще со времен Гиппократа, концепция «терапия с участием животных» («пет-терапия») была сформулирована детским психологом из США Борисом Левинсоном лишь в 1960-х годах, когда он обнаружил, что его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время лечения. С тех пор этот метод стал широко использоваться на Западе. В настоящее время общение с животными используется для лечения достаточно сложных заболеваний: детского церебрального паралича, аутизма, гиперактивности (двигательная расторможенность), сердечно-сосудистых заболеваний.
Развитие лечебной кинологии как одного из направлений зоотерапии уже дает положительные результаты. Более 2 тысяч детей с ограниченными возможностями за три года в подмосковных «Ордынцах», посмотрели на мир другими глазами, а вместе с ними радикально изменили свой взгляд на проблемы детей-инвалидов и мы, взрослые. И хотя сотрудники центра находятся еще в начале пути, ими уже проделана огромная работа. Конечно, предстоит ответить еще не на один вопрос, но на многие уже даны ответы. Например, в чем состоит преимущество лечебной кинологии в сравнении с другими подходами зоотерапевтических направлений? И почему же именно собаки?
…Во-первых, собаки — это первые животные, прирученные человеком, понимающие и принимающие поведение человека, как догму.
Во-вторых, у собак сильно развита наблюдательность. Многие из нас даже подозревают, что собака умеет читать человеческие мысли. На самом деле, животное просто—напросто умеет понимать смысл мельчайших деталей человеческой мимики, как и его скрытые намерения.
В-третьих, чуткие собаки особенно ласковы с детьми своих хозяев, словно они понимают, как они им дороги. В результате дети уже в очень раннем возрасте, находясь в обществе четвероногих членов семьи, привыкают считаться с другими.
В-четвертых, бесспорно, собака умна. Разные дебаты о том, есть ли у нее разум и способна ли она к рассудочной деятельности, довольно бесплодны. Животные в состоянии принимать решения, основываясь нередко на информации, недоступной человеку. Поэтому оценивать интеллектуальные способности собаки и человека с одинаковой позиции нельзя.
К четвероногим друзьям необходим другой подход. Академик Н.П. Бехтерев считал: «Несомненно, животные думают, только не могут нам рассказать свои мысли на нашем языке. Они вообще не обладают высшей, речевой, формой мышления». Однако тот факт, что собака нередко знает, какие лекарственные травы, корешки помогут ей при каких-то заболеваниях, трудно оспорить. О самолечении собак известно давно. Лев Николаевич Толстой писал: «Охотники говорили, что когда с умной собакой сделается стечка (собака заболеет), то она убегает в поле или леса и там ищет травы, какой ей нужно, вываливается по росам и сама лечится». Это хорошо подмечено в народной поговорке: «Псовая болезнь до поля» (до поедания травы).
А отсюда и пятая причина, по которой именно собаки — первые доктора. Собака от природы лекарь! Ее слюна обладает бактерицидными свойствами, благодаря наличию в ней лизоцима. Этим обусловлено быстрое заживление различных ран и ссадин, которые она лечит, зализывая. Поэтому в народе говорят не случайно: «Заживает, как на собаке». Жители Чукотки и Камчатки в прошлом использовали молодых и хорошо упитанных собак для лечения плохо заживающих ран и язв у больных людей. Но главное: собака лечит человека просто своим присутствием, преданностью и любовью. Роль собаки в защите от неврозов и других последствий стресса признана настолько огромной, что нередко врачи рекомендуют завести собаку для нервного ребенка, а также людям, пережившим тяжелую потерю или больным с функциональными заболеваниями сердца.
В-шестых, собака очень любит людей. Она испытывает необычную любовь к детям. Ученые и по сей день не могут объяснить эти собачьи чувства к человеческим детенышам. Даже волки — самые близкие родственники собак, могут по-человечески заботиться о детях. Всем известна легенда о близнецах Ромуле и Рэме, вскормленных волчицей, или рассказ о мальчике Маугли, воспитанном волчьей стаей. Французский писатель Ф. Мери, пытаясь найти ответ на эту загадку, написал: «Бросается в глаза прирожденная симпатия, которая существует у собак по отношению к детям. Эта симпатия не только всеобща, но и аномальна. Судите сами: какое другое животное согласилось бы на то, чтобы малыш дергал его за уши, совал пальцы в пасть или тыкал в глаза? Выдвинута даже теория, что организм маленьких детей, более богатый кальцием и магнием, нежели у взрослых, выделяет особый запах, к которому чувствительны собаки». Считается, что если ребенок провел свое раннее детство без собаки, значит, ему не повезло. Поэтому не случайно в США содержат, прежде всего ради детей, более 18 миллионов собак, а всего их в стране насчитывается около 26 миллионов. Очевидцы рассказывали, что за час перед землетрясением в Ашхабаде и в Армении домашние собаки будили спящих хозяев и тянули их к выходу.
В-седьмых, собака предана человеку. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц в своей книге «Человек находит друга» пишет: «Преданность собаки — это драгоценный дар, накладывающий на того, кто его принимает, не меньшие обязательства, чем человеческая дружба». Поэтому в лечебной кинологии дети, как их принято называть, «с ограниченными возможностями», учатся ухаживать за своими собаками, учатся дружить и ценить преданность четвероногих друзей. Еще один пример беспрецедентной преданности: в ветеринарной клинике японского города Нагоя умерла от старости известная на всю страну овчарка—поводырь. В 1982 году, когда собака вела по улице слепого массажиста, из-за поворота выскочил автомобиль, и водитель, не справившись со скоростью на скользком заснеженном шоссе, понесся прямо на них. Овчарка в последнюю секунду вытащила слепого буквально из-под колес, но сама при этом лишилась передней лапы. Самоотверженная собака стала после этого случая национальной знаменитостью. Свое восхищение ее подвигом выразил даже тогдашний премьер-министр Я. Накасонз. Несколько лет собаку возили по всей стране и привлекали к участию в компаниях по сбору средств для слепых.
О преданности, верности и позитивном воздействии на человека собак ходят легенды. Поэтому метод лечебной кинологии востребован и работает на стыке наук: психологии, педагогики, зоопсихологии, кинологии, медицины и диагностики, философии здоровья. В настоящее время существует ряд разработок и творческих экспериментов в области использования животных в лечебном и реабилитационном процессах. На базе кинологического центра «Ордынцы» специалисты блестяще проводят исследования по апробации разных методов лечебной кинологии.
Проанализировав опыт работы мировой кинологии и зоопсихологии, опираясь на свою практику и исследования, коллектив специалистов Фонда «Ордынцы», разработал методику отбора (тестирования) и дрессировки собак для работы с детьми в области кинологической психофизической коррекции. Практика показала, что в данном случае порода собаки, как и ее размеры, не имеют никакого значения: все зависит от характера и воспитания. А размер животного — это еще один психотерапевтический эффект: у детей уходит страх перед собаками. Занятия начинаются сначала с маленькими (декоративными) породами, затем предлагаются более крупные. В лечебной кинологии очень важно, чтобы ребенок понимал: взаимопонимание — это не рост и телосложение, а состояние души. В настоящее время на базе в «Ордынцах» трудятся и активно помогают детям более 20 собак. В том, что работа у них не простая, можно убедиться на примере одного из занятий по курсу «Юного кинолога». Привезли детей, больных ДЦП. Дети в инвалидных колясках, с рассеянными движениями, постоянно меняющимися выражениями лица от спазма мышц, трудности с координацией движения. На этом занятии ротвейлер Ванечка демонстрировал свое послушание: садился, ложился, вставал по команде, подаваемой голосом и движением руки. И вот один ребенок, который с трудом перемещался без поддержки взрослого, потянулся с радостным выражением лица к Ване и встал с инвалидной коляски. Да, это было всего одно движение, но какое дорогое! Взрослые были одновременно и удивлены, и счастливы, а ребенок спокойно стоял рядом с большой собакой и гладил ее.
Итак, в чем же секрет эффективности метода лечебной кинологии? Он прост: дети взаимодействуют с животными в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Они просто играют в хендлеров (специалист, который выставляет собаку на выставке), дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой, ухаживают за ней, кормят, расчесывают и т.д. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию ребенка, так как его движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для своего четвероного друга. Например, встать и угостить кусочком сыра своего любимца за хорошо выполненные команды.
Особую ценность лечебная кинология как методика представляет для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто нарушено взаимодействие со своими сверстниками, асоциальным поведением (таким, как чрезмерное неконтролируемое проявление агрессии к окружающим, воровство), депрессивными состояниями. Активное общение с собаками помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.
Вообще, лечебная кинология — это метод, где основной акцент делается на постоянном общение и контакте детей с собаками, который организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики заболеваний и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и, исходя из этой специфики, прогнозируется эффект от занятий, формулируются цели, задачи и составляется программа. Взрослые на этих занятиях выступают лишь посредниками и составителями методики. Занятия с детьми проводятся как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике заболеваний. На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни), рисование, где дети рисуют своих собак (здесь очень важна цветовая гамма, которую ребенок использует в рисунке), сочинение стихов, лепка, изображение фигур позами и жестами. Таким образом, повышение внимания, познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес к животным. С этой точки зрения присутствие собаки в значительной мере расширяет спектр возможностей лечебной кинологии.
Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные стенды, плакаты, кинологическое снаряжение (поводки, дресскостюмы), костюмированные шоу с собаками. При этом дети являются активными участниками происходящего. Они не только привлекаются к участию в различных играх, но и являются активными участниками разработки и подготовки сценариев шоу, выходят с собаками на дефиле в костюмированном карнавале, придумывают и проводят соревнования, в которых взрослые и собаки соревнуются в сообразительности и ловкости с детьми. В результате занятий удается помочь детям преодолеть страх и неуверенность в себе при публичных выступлениях, а также зазвивать креативные и творческие способности. У детей с ДЦП занятия с собаками повышают эмоциональность, формируются навыки моторной активности, которые позволяют более свободно перемещаться в пространстве, а также происходит наработка навыков самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальности, а также социальная адаптация.
Уход за домашними животными рекомендуется как больным детям, так и пожилым людям. В реабилитационном центре в настоящее время используют собак для лечения пожилых людей при нарушении памяти. Кроме того, уход за животным позволяет пожилым людям отвлечься от своих болезней, а прогулки с собакой — находиться в хорошей форме. Из всех домашних животных собака легче всего приспосабливается к жизни с человеком и привыкает слушать его. Собака не может жить без человека, но и человеческая жизнь без собаки была бы не полной.
Однако окончательного ответа — быть или не быть лечебной кинологии, пока нет. Но нельзя не отметить, сколь многого достигли специалисты кинологического подмосковного Фонда «Ордынцы» в этом направлении. Президент Фонда Ю.М. Карепин и авторы книги «Лечебная кинология» А.В. Субботин и Л.Л. Ращевская с уверенностью говорят: «Лечебная кинология констатирует: нет ограниченных возможностей, есть ограниченный взгляд на возможности. Давайте посмотрим на мир другими глазами, и он станет таким, каким мы захотим его видеть!»
Александра Мурашева