Собачий паспорт удобного размера

Зоопарк живых насекомых

Как известно, в мире существует около пяти миллиардов видов насекомых!
 
Сложно прийти в себя, первый раз оказавшись в «Зоопарке живых насекомых», расположенном в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.  Какое разнообразие! От огромных тараканов (довольно жуткое, надо сказать, зрелище, когда ими заполнен весь аквариум) до тропических бабочек, скорпионов, пауков и, почему-то сильно завладевших моим вниманием, огромных многоножек.
 
Илья Станиславович Громов, руководитель «Зоопарка», любезно рассказал нам о своих питомцах. Первый мой вопрос был про то, кого именно из его подопечных можно содержать в домашних условиях. Вот что он ответил:
 
– Дома можно держать практически любых насекомых, кроме, разве что, тропических бабочек, у которых довольно сложных условия содержания. Главное – владеть основным набором технологий. И не забывать о том, что у нас в стране климат далек от идеала.
 
К примеру, палочники просты в содержании в летнее время, однако зимой с ними довольно трудно. У нас практически все насекомые живут при комнатной температуре, они практически не нуждаются в обогреве, даже весной, когда отключают отопление. Некоторых  даже, наоборот, в буквальном смысле приходится запихивать в холодильник – на зимовку. Например, личинок, даже живущих в нашей полосе, необходимо охлаждать для замедления метаболизма.
 
Какие еще условия необходимо соблюдать при содержании насекомых?
 
– Также, для правильного содержания питомцев, необходимо создавать симбиоз, избегая паразитов (гемолитических клещей), но, не боясь остальных, например дрозофилл. Они будут только помогать – участвовать в разложении органических остатков и просто создавать «основным» насекомым привычную среду обитания. Вам не придется покупать множество маленьких букашек помимо главного красавца. Они придут сами, стоит Вам завести питомца. Главное – не испугаться!
 
А чего можно испугаться?
 
– Можно испугаться даже просто маленького размера!! Были в «Зоопарке живых насекомых» такие случаи. Приходит человек, начинает рассматривать аквариумы. А в каждом, кроме «хозяина», живет много маленьких-маленьких мошек. Они сидят на стекле, просто летают, и, видимо, посетителю начинает казаться, что они вокруг, садятся на него.... Не многим такое по вкусу.
 
Теперь о кормлении. Тут, как говорится, каждому – свое. Картошка – для моей любимой многоножки. Саранче – только пшеницу. Жукам – сладкие фрукты (бананы), только обязательно в клетке должны быть, как подбродивший, так и новый кусочек. Палочникам – листву (только зеленую). Хищникам – тараканов и сверчков. Тараканам и сверчкам также фрукты. Бабочкам же – подслащенную воду или... сладкое пиво!
 
Кстати, о бабочках следует, как мне кажется, рассказать отдельно. Точного их количества не знает никто. По приблизительным подсчетам, их может быть от 125 до 145 тысяч видов! Увы, это, по большей части, так называемые «моли» (микролепидоптеры), причем практически все они – ночные. Численность же тех, что живут при свете дня (булавоусые), известна более точно, к примеру, парусников около 700 видов.
 
Строгое название бабочек в биологии – «чешуекрылые». В этом нет ничего странного, так как их крылья покрыты чешуйками, благодаря которым мы и видим столь замечательное разнообразие оттенков и цветов. Чешуйки по-разному преломляют свет, так что, если задаться целью рассмотреть жилки бабочки (например, для точного определения ее вида), надо капнуть на крыло очищенным бензином и расцветка пропадет на то время, пока бензин не испарится.
 
Оказывается, страстными любителями коллекционирования бабочек, энтомологами, были Владимир Набоков, академик И. П. Павлов, полярник О. Шмидт и многие другие известные люди. Несмотря на это, во все времена людей с сачком считали слегка странными и смотрели на них подозрительно (хотя, если идешь с удочкой, никто и не подумает оглянуться тебе вслед). Ловля же бабочек может оказаться не менее интересным занятием, чем рыбная ловля. Ведь, сидя на берегу, не видно даже того, что мы вытаскиваем из воды, а у бабочек столько расцветок. Кроме известного явления мимикрии – подражания ядовитым особям, некоторые экземпляры довольно удачно имитируют, к примеру, расцветку и фактуру древесной коры. Еще одно «чудо» – симбиоз голубянок и... муравьев! Яйца мелких луговых бабочек привлекают муравьев запахом, и они затаскивают их к себе в муравейник, где гусеница спокойно превращается в бабочку и покидает свое временное пристанище.
 
Удивительны также миграции бабочек. Такие, как сезонные перелеты Американских Монархов с севера в южные штаты. Причем бабочки каждый год останавливаются на одних и тех же деревьях! Иногда в перелетах участвует до нескольких миллионов особей, и причины этого явления изучены не до конца.
 
Какие существуют способы ловли бабочек?
 
– Основной метод ловли бабочек на протяжении столетий не претерпел существенных изменений. Это все тот же сачок (рампетка). Ночью же бабочек ловят с помощью специальных ламп или на приманку из разного рода перебродивших жидкостей. Есть и экзотические виды ловли. Так, папуасы Новой Гвинеи используют специальные стрелы с расщепленным наконечником.
 
Сегодня времена меняются и во всем мире признают, что лучшим способом коллекционирования бабочек без ущерба для природы является разведение их на специальных фермах. Во многих странах разведение чешуекрылых уже успело превратиться в весьма прибыльный бизнес, а в некоторых странах третьего мира прибыль от их продажи составляет значительный процент экспортных валютных поступлений.
 
Впрочем, чтобы создать свою «ферму», не обязательно, чтобы за окном шумели тропические леса. Можно без труда развести, к примеру, бабочку дневной павлиний глаз, чьи черные гусеницы большими скоплениями сидят на крапиве в середине июня. Стоит только принести такое гнездо домой, и обеспечивать прожорливых существ достаточным количеством свежей крапивы. В этом случае через 2-3 недели можно получить сразу 250-300 эффектных бабочек.
 
Как много людей занимаются коллекционированием и разведением бабочек?
 
– Во многих странах, увлечение бабочками принимает сейчас масштабы эпидемии. Особенно в США и Скандинавии. Повсюду открываются специальные парки бабочек, так называемые «дома бабочек» – оранжереи, где тропические растения доставляют «летучим цветам» достаточное количество нектара. До России подобное новшество пока не дошло. По приблизительным расчетам, на открытие энтомологического парка может потребоваться около 200 тыс. $, а окупятся затраты за 2-3 года. Но, увы, слава «человека с сачком», видимо, распространяется и на подобные проекты, так что с финансированием дело обстоит очень и очень плохо.
 
Есть и еще одно направление «бабочкобизнеса». Устраиваются «фейерверки бабочек». В кульминационный момент праздника открывают специальные конверты, из которых вылетают тропические красавицы. Такой вид деятельности существует и у нас в России.
 
Говоря о бизнесе, связанным с насекомыми, нельзя останавливаться только на бабочках. Разводить можно практически кого угодно. Жуков, к примеру.
 
Если Вы решились, то надо подумать вот над чем: с чего начинать? Дело в том, что имаго (взрослая особь жука) может стоить в 25 раз больше небольшой личинки того же вида. Однако для того, чтобы личинка выросла надо приложить немало усилий и может пройти не один год, прежде, чем Вы сможете увидеть то, ради чего её покупали. У жуков носорогов (в «Зоопарке», кстати, 5 видов тропических носорогов) личинки развиваются 2 года. И это далеко не предел!
 
За жуками действительно интересно наблюдать. Ведь большая часть их жизни – это развитие личинки. Мало того, отличить личинку одного жука от личинки другого подчас невозможная задача даже для специалиста. Жук, как ни странно это может прозвучать, тем, и ценен, что он жук. Они все разные, и даже если они одного вида — все равно есть отличия, к примеру, в оттенках расцветки.
 
Конечно, в России прибыльным подобный вид бизнеса станет не скоро. Однако на Западе, в рейтинге домашней мелкой живности, огромные пауки-птицееды теснят хомячков и свинок. Все очень просто: птицеед легко переносит неволю, неприхотлив и для человека не опасен. Долго живет – до 30 лет, а если надоест, его всегда можно съесть. Говорят, на вкус он напоминает омара.
 
Теперь Вы убедились, что разведение насекомых – для прибыли или для удовольствия, занятие, возможно, даже более интересное, чем содержание дома млекопитающих и уж, тем более, рыб.
 
Илья Станиславович,  можно ли брать на руки ядовитых насекомых?
 
– Это стандартный вопрос. Есть такое понятие, как «степень агрессивности». Синий тарантул, к примеру, очень воинственен (к слову сказать, синий он – только когда разозлится, так как вставая на дыбы, показывает при этом свой «подшерсток»). Но есть другие пауки, которые, когда их все устраивает, очень спокойны. Температура человеческого тела больше, чем комнатная, поэтому паук, ощутив прилив тепла, если и не замурлыкает, то будет просто весьма доволен. Однако если Ваши руки пахнут духами или никотином, это может раздражать насекомых, они очень чувствительны к запахам. У меня, к примеру, всегда наготове спирт и кипяченая вода для мытья рук.
 
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас любимцы в «Зоопарке»?
 
– Мне тоже, как и Вам, очень нравятся многоножки. Также мне всегда интересны новые виды. На данный момент – это жуки голиафы, самая крупная бронзовка на земле. Я их получил совсем недавно, но они уже спариваются и даже есть личинки.
 
Бронзовка?
 
– Бронзовка – это все пластинчатоусые жуки. Термин, сводящий вместе жуков по питанию. Все они едят нектар и упавшие фрукты.
 
Недавно я по телевизору видел передачу о том, как люди едят насекомых. Как Вы к этому относитесь?
 
– К нам приходили из китайского ресторана с просьбой организовать некую «рекламную готовку» из наших питомцев. Да, у нас есть «материал», который можно употреблять в пищу, в частности это личинки жуков. Но, в какой-то момент, мне стало жалко. Пусть лучше жук превратится во взрослую особь, и кто-нибудь на него посмотрит.
 
Как к Вам попадают новые питомцы?
 
– Как правило, мы привозим их из экспедиций. Иногда – с известных мировых ярмарок. В прошлом году, к примеру, мне привезли кузнечика, который был пойман на Елисейских полях во Франции. Также совсем недавно ко мне попал клоп, который приехал вместе с фруктами на рефрижераторном судне.
 
– А сами Вы часто куда-нибудь ездите?
 
– Да один-два раза в год я бываю в экспедициях и несколько раз в год выезжаю на упомянутые уже ярмарки. Причем на последних нет практически никакой экзотики. Работа идет по принципу обыкновенного рынка: приходишь и покупаешь все, что шевелится, затем привозишь то, что купил, сюда и пытаешься это размножить. Иногда даже не знаешь, что покупаешь. Приходится брать так называемые «коктейли». Стоит, к примеру, человек у прилавка, показывает развернутую на столе карту, что, мол, здесь, в радиусе около километра, собран этот мешок личинок. Покупай, а что из него вырастет – неизвестно.
 
Все ли животные (если можно их так назвать) живут у Вас здесь, в зоопарке?
 
– Да, практически все живут здесь. Есть еще одна лаборатория, но там живут только те, кому не подходит температурный режим, которым здесь слишком прохладно. К примеру, есть взрослые особи жуков, которые переносят 25 градусов, а их личинкам требуется более высокая температура.
 
Живут ли насекомые у Вас дома?
 
– Нет, дома уже давно ничего нет, но начиналось все, конечно же, именно там. «Зверушкам» была выделена отдельная комната, но уже более пяти лет  дома нет насекомых.
 
Какие у Вас планы на будущее?
 
– Планов много. Я продолжаю вести переговоры об открытии в городе того, что называется «Сад бабочек». Сейчас уже наметилось две основных точки, одна из которых находится в Ботаническом саду. Так что, с большой долей вероятности, если, конечно, все получится, к следующему лету мы откроем хотя бы одно место, где круглый год будут цвести цветы, и где можно будет наблюдать тропических бабочек «в свободном полете».
 
Что бы Вы назвали самым экзотическим и что нового в вашей коллекции?
 
– Самыми экзотическими я бы назвал тропических бабочек. Что нового? Нельзя не отметить богомола – самого крупного представителя данного вида на нашей планете. Мы наконец-то вышли на цикл и с этого года у нас будет достаточное количество этих богомолов рода Лептоспилода (Leptospiloda). Увы, точный подвид его неизвестен, так как он в свое время был взят из природы.
 
Какие достижения Вы могли бы отметить?
 
– Очень большим достижением я могу назвать то, что, за неполные пять лет работы здесь, мы пришли к пониманию того, что мы делаем. То есть нужно было потратить годы для того, чтобы понять, что именно нужно для многих видов. Хотя до сих пор есть такие жуки, особенности содержания которых надо изучать.
 
Есть такое понятие «живая коллекция». Это значит, что люди не стремятся к тому, чтобы выйти на уровень постоянной демонстрации взрослых особей. К примеру, для того, чтобы демонстрировать жука, жизнь которого составляет всего около месяца, круглый год нужно иметь на подходе – это несложно сосчитать – двенадцать различных возрастов личинок! То есть мы стараемся не писать доходящую до смешного фразу: «Имеются палочники шести видов: в наличии – яйца». У нас тоже есть похожее – от этого никуда не деться, но большинство животных мы можем показывать именно во «взрослом» состоянии. Поэтому мы и позволяем себе называться «Зоопарком живых насекомых».
 
Были ли у Вас в «Зоопарке» какие-нибудь интересные или смешные случаи?
 
– Было несколько интересных случаев. Вот один из них. Один из питомцев у нас – «киноактер», это паук. Многие посетители с ним фотографируются, так как он совершенно не опасен. И пришел однажды человек из известного современного сословия, с порога заявивший: «Ну чё, паук-та пластмассовый...» И дальше – хочу, мол, подержать. Посадили ему паука на ладонь, человек начал бледнеть, подрагивать, но виду не показывал, видать ещё не совсем поверил, что паук – живой. Паук, наконец, шевельнулся и..., естественно, оказался на полу, а «героя» как ветром сдуло. Илья Станиславович тотчас полез за ловушкой, крича что-то вроде: «Ловите паука!». Неподалеку стоял парень в форме... Кто знает, чему учат нынче военных, но, кажется, строевые все еще в моде. Последнее что увидел паук – подошва сапога. Хрясь!!! Смешно... но... грустно.
 
А много людей, которые увлечены таким же делом, как и Вы?
 
– Нет. В Санкт-Петербурге, как мне кажется, всего только три-пять человек. Я не беру в расчет тот круг людей, которые хотят этим заниматься, но по тем или иным причинам не могут себе этого позволить. Увы, как видите, совсем не много, но я был бы очень рад, если эта статья поможет их найти.
 
Беседовал Алексей Кот