Санитайзер

Разведение находящегося под угрозой исчезновения тигрового питона в условиях Смоленского зоопарка

В 1996 году вышел новый вариант Международной Красной Книги, в которую внесены 5 205 видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, 618 исчезнувших и 30 исчезнувших в природе. Рептилии среди них занимают 5 место по количеству видов, находящихся под угрозой исчезновения и исчезнувших видов. Это говорит об относительном благополучии состояния мировой герпетофауны из-за пластичности многих видов к антропогенному вмешательству в природные экосистемы.
 
В Смоленском зооэкзотариуме, а затем и в Смоленском зоопарке с 1996 года содержатся темные тигровые питоны (Python molurus bivittatus). Этому виду в Международной Красной Книге присвоен статус таксона, отнесенного к категории «пониженного риска» и к субкатегории «близкие к находящимся под угрозой исчезновения». То есть данный вид испытывает риск исчезновения. Анализ литературы по вопросам изучения редких и исчезающих видов показал, что основными причинами исчезновения рептилий вообще, и тигровых питонов в частности, является использование мяса животных в качестве деликатесных блюд в восточной кухне, как кожсырье для изготовления поясов, сумочек и обуви. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в последнее десятилетие начала бурно развиваться торговля экзотическими животными, часть которых содержится любителями домашних террариумов, а другая — используется артистами цирков для создания номеров для выступления.
 
Тигровый питон включен в CITES — Конвенцию о международной интернациональной торговле видами дикой фауны и флоры. Приложение I CITES включает виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Экспорт, реэкспорт и импорт вида в коммерческих целях запрещен, за исключением экземпляров, являющихся вторым поколением при размножении животных в питомниках (включая зоопарки). Отсюда следует, что разведение тигровых питонов представляет особый интерес с точки зрения решения проблемы биоразнообразия и сохранения редких и исчезающих видов, а также их охраны. При разведении животных в зоопарках и питомниках происходит насыщение рынка экзотических животных за счет разведенных в неволе, и это предотвращает их вылов из природы. Хотя разведение в условиях зоопарка тигровых питонов уже не является большой редкостью (известна и гибридизация Python m. molurus x Python m. bivittatus), тем не менее, данный вопрос может представлять собой определенный интерес как для начинающих заниматься разведением специалистов-герпетологов, так и для любителей, частных коллекционеров, значение которых в деле пропаганды грамотного отношения к природе нельзя недооценивать.
 
Вид тигровый питон Python molurus в природе образует 3 подвида: светлый тигровый питон (Python molurus molurus), обитающий в Пакистане, Индии, Непале; темный тигровый питон (Python molurus bivittatus), обитающий в Бирме, южном Китае, Малайзии, Индокитае и Индонезии; и цейлонский тигровый питон (Python molurus pimbura) — эндемик Шри-Ланки.
 
Рептилии достигают длины в зависимости от подвидовой принадлежности 6-8 метров и массы тела до 200 кг. Они находятся на 3 месте по длине среди змей, уступая только сетчатому питону и гигантской анаконде, а по толщине тела занимают первое место. Вид был описан в 1758 году на примере светлого тигрового питона, а затем были описаны темный тигровый питон (1820 г.) и цейлонский тигровый питон (1945 г.).
 
Тигровые питоны встречаются во влажных тропических лесах, на равнинных редколесьях. Стараются держаться вблизи водоемов. Способны при поиске добычи лазать по деревьям. Питаются млекопитающими; грызунами, мелкими копытными и обезьянами, птицами: фазанами, утками, голубями. Впервые на тигровом питоне было исследовано явление термостабилизации и насиживания кладки самкой путем эндотермогенеза.
 
Пара тигровых питонов поступила в Смоленский зоопарк из террариума Московского зоопарка в апреле 2000 года в возрасте 3 месяцев. Длина тела составляла 90 см. Изначально животных содержали раздельно в лаборатории при температуре 32 градуса днем и 25 градусов ночью. Змей регулярно поливали дистиллированной водой два раза в сутки (утром и вечером), кормили два раза в неделю мышами, крысятами, хомяками и цыплятами. Регулярно проводилось ультрафиолетовое облучение через 5-10 дней. Продолжительность экспозиции 10-20 мин. Линяли животные регулярно один раз в месяц. Змеи быстро росли, набирали массу, но не жирели.
 
Как известно, для успешного разведения рептилий необходимо осуществлять «зимовку» для появления инстинкта размножения и созревания половых клеток.
 
Несмотря на молодой возраст питонов, было принято решение осуществлять «зимовку» в строго определенное время года и регулярно, для того чтобы изначально нацеливать их на размножение. Поэтому в конце августа 2000 года прекратилась подача корма, через две недели прекратились утреннее и вечернее опрыскивания, сокращался световой день и интенсивность освещения. В итоге к середине сентября животные находились при освещении лампочкой 25 Вт всего 5 часов в сутки и при температуре 21 градус днем и 18 градусов ночью. Питоны практически не двигались, изредка пили из поилок. Вывод из зимовки начался в середине октября и осуществлялся в обратном порядке; увеличивалась продолжительность световой фазы суток, интенсивность освещения, начался полив (сначала только утром, а затем и вечером), температура постепенно за 2 недели восстанавливалась до своих обычных параметров (32 — днем, 25 — ночью). Точно по такой же схеме проводилась «зимовка» в 2001 и 2002 годах. После зимовки отмечалась сниженная пищевая активность. Животные отказывались от хомяков, крыс и птицы. Только после нескольких дней ультрафиолетового облучения они начинали брать мелких мышей. То же повторилось и в 2001 году, но тогда крупные животные не брали крыс и кроликов, а охотно ели только морских свинок. После второй зимовки частота линек уменьшилась и они стали проходить раз в полтора-два месяца.
 
Третья зимовка в 2002 году стала отправной точкой к старту процесса размножения. Зимовка проводилась по общему сценарию, описанному выше, и была закончена 30 сентября 2002 г. К началу ссаживания самка имела длину 4 метра 80 см, а самец — 3 метра 90 см. После нескольких дней интенсивного ультрафиолетового облучения животные были накормлены, и самка подсажена к самцу 02.10.02 г. При обнаружении нового питона в своем террариуме самец активно обследовал тело самки языком и, положив на нее шею, перестал активно двигаться. Самка при обнаружении самца перестала двигаться и лежала спокойно. Несколько часов никаких изменений в поведении питонов не наблюдалось. Не появилось ничего нового и при выключении света. Тогда было принято решение вмешаться в процесс и заставить самца быть активным (известно, что наличие конкурента для многих змей является важным стимулятором половой активности). К сожалению, в террариуме Смоленского зоопарка не было другого самца данного вида или крупного питона другого вида. Пришлось заставлять самку и самца активно ползать, раздражать анальное отверстие самца, поглаживать брюшную и боковые стороны, заставляя наползать этими участками на тело самки. Эти действия оказались эффективными. В скором времени самец «выложился» на самке и начал активно стимулировать ее анальными шпорами. Копуляция продолжалась 2 часа. Утром с 6-00 до 11-00 произошла повторная копуляция. После этого самка была отсажена и подсажена лишь через неделю 09.10.02 г. Специальной физической стимуляции не проводилось, самец вел себя пассивно, копуляции не было. Затем подсаживание самки осуществлялось 14 октября, 11, 16, 21, 30 ноября, 15 декабря. Во все эти периоды приходилось стимулировать двигательную активность и механически воздействовать на самца, дабы вызвать у него активное половое поведение. Все ссаживания заканчивались копуляцией, которая продолжалась от часа до двух с половиной, и дальнейшим рассаживанием половых партнеров.
 
5 января 2003 г. самка отказалась от пищи и не принимала ее весь дальнейший период. 20 января по середине тела появилось едва заметное утолщение, которое через несколько дней исчезло, Самка стала малоподвижной. 10 февраля замечено странное поведение, при котором самка то переворачивалась на спину, то лежала на боку. 13 марта в 4 часа 45 мин. началась кладка яиц. Последнее яйцо (23-е) было отложено в 15-00. С этого момента самка старалась обвить кладку своим телом, резко подрагивала, появилось агрессивное поведение. В связи с невозможностью создать нормальные условия для инкубации яиц в террариуме, было принято решение переместить их в инкубатор. Инкубатор был создан из подручных материалов и представлял собой большой аквариум. На дне аквариума была вода (10 см), в которую поместили терморегулятор для поддержания определенной температуры и помпа для усиленной циркуляции нагретой воды по всему аквариуму. Над водой была помещена пластиковая корзина с отверстиями, куда и поместили кладку. Снаружи аквариум был обклеен толстым пенопластом, в котором вырезано смотровое окно. Фоновая температура в самодельном инкубаторе поддерживалась на уровне 32-33 градусов, влажность 100%.
 
Несмотря на то, что вся кладка была изъята, самка продолжала лежать на ее месте и подрагивать. Она отказывалась от пищи и вела себя агрессивно. Было принято решение убрать ее из террариума, вымыть его раствором хлорной извести. В новом месте у самки прекратился инстинкт инкубации (подрагивание тела), но как только она была возвращена на основное место, тут же заняла исходную позицию и все началось сначала. И только 12 апреля инстинкт был полностью купирован.
 
Диаметр яиц составлял: макс. размер — 113 мм на 69 мм, мин. размер — 77 мм на 58 мм. Во время инкубации (с 09.04.2003 г.) на кладке начали появляться темные пятна, а потом и плесень. От пораженных яиц плесень начала перекидываться к «здоровым». Процесс начал развиваться такими стремительными темпами, что возникла угроза потерять всю кладку. Тогда было принято решение перебрать кладку и удалить все пораженные яйца. Не меняя положения яиц, пораженные были удалены, а «здоровые» возвращены в инкубатор. При дальнейшем вскрытии пораженных яиц все они оказались жировыми, и только одно имело живой зародыш длиной 22,5 см. Это было своеобразным подтверждением того, что инкубация идет нормально, и, наверняка, потомство будет выведено. Итак, 11 мая 2003 года в 8 часов 50 мин. утра на свет появился первый питон, выведенный в Смоленском зооэкзотариуме. Вылупление длилось до вечера. Часть питонов (5 из 13) так и не появилась самостоятельно. Было принято решение вскрыть все яйца. Все новорожденные в них были живы. Еще двое суток питончики не покидали своего места, а затем начали выползать из кожистой скорлупы. В итоге 8 питонов были абсолютно здоровы, 2 — с искривленными хвостами, 3 — со сросшимися посередине участками тела. Только 30 мая, после первой линьки, молодые питоны начали самостоятельно есть лабораторных мышей. В результате дальнейшего содержания 3 питона с уродствами погибли, 2 с искривленными хвостами упорно отказываются питаться (даже искусственно), но продолжают жить до 1 ноября 2003 года. Остальные 8 здоровых питонов активны, хорошо питаются, растут, регулярно линяют и чувствуют себя великолепно.
 
Первый опыт в разведении экзотических рептилий оказался успешным, что свидетельствует о правильном содержании и грамотном подходе к размножению животных. Следующим шагом сотрудников зооэкзотариума будет являться разведение других видов герпетофауны Смоленского зооэкзотариума.
 
Р. S. Пара питонов зимой 2003/2004 года приступила ко второму размножению.
 
Литература:
1 Дунаев Е. А., Орлова В.ф. Разнообразие змей. М., Издательство Московского университета, 2003. С. 82-106.
2. Даревский И. С., Орлов Н. Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Высшая школа, 1998. С. 321-322.
3. Карр А. Рептилии. М., Мир, 1975. 192 с.
4. Кудрявцев С. В., Фролов В. Е., Королев А. В. Террариум и его обитатели. М., Лесная промышленность, 1991. 349 с.
5. Кудрявцев С. В. Одинченко В. И. Разведение редкого подвида тигрового питона Python molurus pimbura в Московском зоопарке // Научные исследования в зоологических парках. Выпуск № 1, 1991. С. 6.
6. Кудрявцев С. В., Одинченко В, И., Васильев Д. Б., Латышев В. А., Кор-жов А. В. Разведение питонов Азии и Аэиатско-Тихоакеанского региона в Московском зоопарке // Научные исследования в зоологических парках. Выпуск N» 5, 1995. С. 8-10.
7. Козлова Т. Наблюдения за содержанием и разведением темного тигрового питона Python molurus bivittatus // Научные исследования в зоологических парках. Выпуск № 15, Самара, 2002. С. 134-138.